17, 18, 19 августа в Тамбове прошел рок-фестиваль «Чернозем»
Децибелы
Равнина Татарского вала в четвертый раз превратилась в территорию позитива, хорошей музыки и самовыражения. На прогретом бархатным августовским солнцем черноземе разбили палатки или просто приземлились на одеяла любители рок-музыки со всей страны. Измененное пространство «Чернозема» поглощало в себя людские массы, чтобы укрыть их в резонирующий звуковой купол, который ощущался на физическом уровне. Мощный звук можно было почувствовать кожей, музыкальные волны заставляли воздух дрожать. Нужно было только попасть в маятник звуковой качки, поддавшись импульсам, расходившимся со сцены, подобно кругам на воде. Вибрирующие струны электрогитар, дрожащие тарелки барабанов, «кипение» других раскаленных от игры инструментов, во сто крат усиленные огромными колонками, казалось, боролись с ветром, входили в спор с атмосферой, заряжая воздух мощной энергией. Публика превращалась в единую колышущуюся массу.
Географические знамена
Над зрительским морем возвышались флаги. Музыкальные фанаты появлялись на «Черноземе», держа в руках «знамена». По многочисленным стягам можно было изучать обширную географию фестиваля. Над полем трепыхались флаги с названиями городов: Тула, Ухта, Питер, Дзержинск, Курск. Можно было встретить полотна с немыслимыми символами, расшифровать которые под силу только истинным фанатам рок-музыки. Со зрителями поиграли в города. Стало ясно, что на «Чернозем» прибыли гости со всей страны: из Брянска, Пензы, Воронежа, Читы, Жуковского, Калуги, Самары, Саратова, Курска, Королева, Энгельса, Чебоксар, Челябинска, Костромы, Якутии. И это далеко не полный список городов-гостей.
Стильная символика «Чернозема» тоже радовала. Гостей музыкального праздника на каждом шагу встречали изображения обаятельного волка и озорной Красной Шапочки. Не отставала от креативных символов и публика. На фестивале можно было встретить людей, которые хорошо поработали над своим внешним образом. Обращали на себя внимание люди в невероятных костюмах. То и дело в толпе мелькали шлемы древних викингов. Этими головными уборами с украшением в виде рогов щедро одаривали зрителей в рамках рекламной акции.
Организаторы разнообразили досуг гостей праздника, организовав зоны для спортивного отдыха. На фестивале можно было поиграть в мини-футбол, волейбол, дартс, дженгу и даже поудить игрушечную рыбу. Как и в прошлые годы, можно было вдоволь напиться бесплатной водой из кулеров.
Романтики палаточного городка
В палаточном лагере, где разбили в этом году почти 1,5 тыс. палаток, кипела своя жизнь. Романтики, не побоявшиеся полного погружения в праздник, засыпали и просыпались под музыку. Будет точнее сказать, что музыка для героев палаточных ночевок не прерывалась ни на минуту. Если тишина воцарялась на большой сцене, «зажигать» продолжали на малой сценической площадке. Кроме того, фестиваль собрал немало музыкально одаренных личностей, которые пели и играли на музыкальных инструментах круглосуточно. Жители палаточного городка из Саратова, Энгельса и Брянска рассказали, что жанровое разнообразие ночных самодеятельных музыкантов впечатляло. В одном конце лагеря «жгли» рок, в другом затягивали фолк и кантри, кое-где зачитывали рэп, были и парни, работающие в народническом стиле, исполняя частушки под гармонь и балалайку. Быт «палаточников» был налажен неплохо: ребята могли воспользоваться газовыми горелками для приготовления пищи, бесплатной водой, импровизированными умывальниками под открытым небом. Туалеты располагались далековато, но этого требовали правила гигиены. Лишения дикой жизни с лихвой компенсировалось непередаваемой атмосферой самого душевного фестиваля.
Фальшфиниш и симфоническое безумие
В первый день фестиваля публика насладилась выступлениями таких групп, как «Презумпция Невменяемости», «Маша и Медведи», «П***оФильмы», «Пилот», Lumen, ДДТ. Некоторые давно написанные песни звучали по-новому, перекликаясь с волнующими россиян событиями в нашей стране. Так, слова из песни группы Lumen «Как Сид и Нэнси» («Мы ни за что не доживем до пенсии») приобрели иной смысл, отличный от того, который первоначально закладывался в песню. Группа ДДТ во главе с солистом Юрием Шевчуком выкинула шутку под названием «фальшфиниш». Коллектив, чередующий в своих выступлениях новые и старые песни, раскланялся, попрощался со зрителем и исчез со сцены на несколько минут. За это время многие успели дойти до выхода. Публика, немного разочарованная из-за того, что не прозвучали некоторые культовые хиты ДДТ, повернула назад, едва заслышав первые аккорды легендарной музыкальной группы. Ударной артиллерией стали две финальные песни – «Родина» и «Это все». Происходил некий торг, когда солисты испрашивали разрешения у зрителей исполнить новенькое, тогда как публика желала слушать исключительно известные песни прошлых лет. Расставание с любимыми исполнителями проходило непросто: зрители не хотели прощаться с кумирами, требуя хитов.
Во второй день фестиваля любители рок-музыки ни за что не хотели отпускать со сцены Валерия Кипелова. Когда после нескольких уступок зрителям музыкант все же покинул сцену, публика еще долго просила ведущего: «Позови Валеру!» Кроме Кипелова во второй день публику развлекали такие группы, как Casual, «План Ломоносова», «Виктор», «Город 312», Глеб Самойлов & The MATRIXX. Группа «Виктор» доказала в очередной раз, что Цой жив! Особенно впечатлил зрителей масштаб выступления коллектива Глеба Самойлова. На сцену вышел целый симфонический оркестр из 50-ти человек. Скрипки, виолончели, тромбоны и прочая инструментальная классика подыгрывали рок-музыкантам. Выглядело и звучало это феерично. Забавно контрастировали взмахи смычками степенных симфонистов и мерные движения дирижера на фоне энергичных музыкантов The MATRIXX во главе с Глебом Самойловым.
Зал был послушен лидеру группы «Ленинград», который легко дирижировал восторженной людской массой. Фото: nana · here Show Photography https://vk.com/nana.here.photo
Искрометный «Ленинград»
В завершающий день фестиваля 19 августа публику радовали «Приключения Электроников», «Эпидемия», Найк Борзов, НАИВ, Noize MC. Самым долгожданным было выступление группы «Ленинград». Поле Татарского вала заполнилось живой массой, которая не собиралась сдерживать своих эмоций. Сергей Шнуров был в своем репертуаре, не стесняясь сыпать со сцены хлесткими словечками. Градус его песенной лексики, как всегда, зашкаливал. Неподцензурное выступление крайне оживило публику, тем более, что хедлайнер фестиваля устроил настоящий интерактив с залом. «Фитнес» от Шнура заключался в прыжках и взмахах руками. Этих телодвижений Шнур требовал от публики, которую не нужно было долго уговаривать. Зал был послушен кумиру, который легко дирижировал восторженной людской массой. Частенько солист «Ленинграда» позволял зрителям самим исполнить известный куплет. Мало того, Сергей умудрялся разделять хоровое пение зала на мужские и женские партии. Проходных песен в выступлении Шнурова просто не было: один хит звучал вслед за другим. Простые мелодии и тексты с острым ироничным оттенком по-настоящему ушли в народ. От вливания в музыкальный коллектив звонких женских голосов «Ленинград» существенно выиграл. Обаятельная солистка, не выходящая из образа «На лабутенах», вызывала не меньший восторг, чем сам Шнуров. В конце искрометного выступления зрителей порадовало горение пиротехнических фаеров.
Расшириться, как Вселенная
«Мы уже на федеральном уровне, если говорить о географии фестиваля, – отметили на встрече с прессой генеральный директор фестиваля Алексей Дубинин и продюсер Сергей Белозеров. – Другой вопрос, есть ли у нас амбиции расширяться, как вселенная, раздуваться в разные стороны. Этой цели никогда не было. Душевное событие – эта придуманная характеристика. Она живет уже сама, мы никак не влияем на нее. Домашняя тамбовская история для нас неожиданно превратилась в историю масштабов всей страны. Мы отслеживаем географию, снимаем статистику. Сейчас это сделать очень просто. Зашел в социальные сети, посмотрел хештег, и ты понимаешь, откуда эти фотографии: от Владивостока до Калининграда, от Мурманска до Крыма. Мы не хотим ни с кем спорить масштабами. Даже если мы не будем ставить себе цели расширяться, фестиваль будет расширяться независимо от нас. Расширяется площадка, размер сцены, расширяется масштаб музыкантов. Не знаю, насколько мы готовы к расширению дней: нам пока трех хватает».
Гости праздника сходятся в одном: неопределенное и субъективное понятие «душевность» в случае с «Черноземом» действительно ощутимо на каком-то иррациональном уровне.
Елена БЫЛКИНА