Новости города БезФормата.Ru
Мичуринск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Инновации без революции

На протяжении почти трёх десятков лет ярким явлением в образовательном пространстве Тамбовщины продолжает оставаться Мичуринский лицей, возглавляемый кандидатом педагогических наук, заслуженным учителем России, председателем Совета директоров школ Тамбовской областиВ.Н. Самусенко. Сегодня о буднях современного учебного процесса, его плюсах и минусах Валентин Николаевич размышляет на страницах городской газеты.

  • View the full image В.Н. Самусенко. Фото Михаила Белых.
  • Изначально Мичуринский лицей как школа повышенного уровня был ориентирован на детей с высокой мотивацией на успешность в учёбе. Да и создание в конце 80-х годов прошлого века «инновационных школ» было вызвано необходимостью повернуться лицом к ребятам, до которых на уроках в обычных школах «не доходили руки».
    Бренд «одарённые дети» стал активно раскручиваться с начала 2000-х годов. Да так и не раскрутился. Действительно, как можно оценить степень одарённости (тем более в сравнении) В.А. Моцарта и П.И. Чайковского? А гармониста на завалинке, самозабвенно осваивающего трёхрядку?..
    В своё время мы ввели понятие «потенциально и актуально одарённые дети». Определение из разряда «ни о чём». Очень удобно, когда не хочешь нести ответственность либо просто не имеешь представления о ремесле. До сих пор стыдно.
    Постепенно выкристаллизовалось: «Одарённый ребёнок (или взрослый - без разницы) - это тот, кто хочет учиться. А поскольку природой в нас заложено естественное состояние развития, то (это моё глубинное, десятилетиями выношенное убеждение) неодарённых детей нет!
    Я никогда не видел потухших глаз у первоклассников 1 сентября. И никогда не увижу. Но я видел затравленные глаза не понимающего учебной дисциплины ученика. Как же это знакомо: ребёнок, не понимающий вопроса учителя. Как это знакомо: неуспевающий ученик. Сначала на уроке он не понял, не успел, пропустил, не расслышал фрагмент объяснения, логическую связку, авторское толкование, отсутствующее в учебнике... А учитель не заметил. Или не захотел. И рядом не было никого, кто бы почувствовал эту трагедию. Вмешался. Спас. Дальше - больше, как снежный ком... Всё. Впереди несостоявшаяся жизнь.
    Я знаю, у каждого врача есть свой список профессиональных ошибок, свой счёт. Кто пробовал посчитать потери на нашем фронте? Понимаю. Не каждого Господь поцеловал в макушку. Потому и слова мои не к продавцам «образовательных услуг».


    Федеральные
    государственные
    образовательные
    стандарты

    Как только появилась концепция федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), первая реакция - «наконец-то»! И дело не в том, что появились стандарты. Они и раньше были. Не было - «научить думать». Фразеология типа «проектная деятельность», «умение самостоятельно добывать знания» сути не меняет. Главное - научить думать!
    Инструментарий а-ля «курсов кройки и шитья» заменён на «робототехнику». А вот индивидуализация обучения, это уже из разряда ультра-си. Здесь, извините, нужны наработанные методики и годы на создание системы. Хотя в целом звучит.
    Но нет главного: как создаваемый инструментарий станет логическим продолжением, органической составляющей обновлённого наполнения первой половины дня.
    И здесь «с кондачка» не решишь. И в приказном порядке не заставишь (хотя заставить, конечно, могут). Так в чём же все-таки проблема?
    А проблема - в отсутствии времени, ведь учебный день школьника не резиновый. Он и без того был загружен до предела, а тут ещё «реформаторы» постарались. И очередь стоит в стремлении ввести очередной одночасовой курс очередной «морали и нравственности». И не важно, что профанация. Главное, чтобы было. Потому уход из переполненной первой половины дня во вторую - следствие необходимости размещения нового заказа (наболевшего и крайне необходимого!).
    Всё чаще слышу: «А когда им дышать?..». Это о наших учениках. Если трезво и спокойно оценить ситуацию, наши возможности - что мы имеем? ФГОСы есть. Наполнения - нет. Конечно, где горизонт, нам показали. А далее вполне демократично, в духе времени: «Ну а дорогу уж вы сами...». Что ж, в таком случае необходимо профессионально пересмотреть возможности и ресурсы первой половины дня. С целью решения поставленных задач, с одной стороны, и кардинального снижения учебной нагрузки, с другой. При этом учитывая, что даже при наличии профессиональных исполнителей придётся изменить мотивацию и организационную структуру общеобразовательной школы, так как на существующих методиках и архаичных структурах невозможно решить весь спектр поставленных задач. А также найти тот временной ресурс, который позволит хотя бы минимизировать наши проблемы.
    И ещё. Так как с «профессиональными исполнителями» у нас напряжёнка, работа должна быть построена под исполнителя средней руки.


    За Державу
    обидно!

    Д.Ф. Кеннеди: «Русские выиграли у нас космос за школьной партой». Давайте отодвинем в сторону лозунги о возрождении российского образования и попробуем разобраться. (Всё время останавливаю себя - не скатиться бы до обсуждения «достижений» реформаторов нашего образования. Но не затронуть нельзя. Поэтому чуть-чуть. Только одно.)
    Чем в принципе наша школа отличалась от западной? Там школой руководят «менеджеры». Со специальным (не всегда педагогическим) образованием, но «менеджеры». Будучи в Америке, я спросил у директора школы, почему он не ходит на уроки к учителям? В ответ:
    - Зачем? Они получили образование. Имеют соответствующие дипломы и сертификаты...
    - А сам ты какую дисциплину ведёшь?
    - Зачем? У меня другие обязанности...
    У нас, в России, школой всегда руководили профессиональные учителя. Учителя-методисты. Те, кто имел моральное право войти в класс и не только сказать, но и показать. Плохой учитель просто не мог быть в должности руководителя. Впрочем, как и не учитель тоже.
    Чем отличается работа профессионала на уроке от любой другой категории исполнителей? Ты знаешь, какие слова кому сказать и, главное, как сказать. Ты умеешь видеть глазами ученика и знаешь, что он от тебя ждёт. Ты их чувствуешь. Вплоть до того, что не будешь давать урок, если класс «не в настроении». Помните в фильме «Доживём до понедельника»? «Счастье - это когда тебя понимают».
    Сейчас в нашей стране школами руководят «менеджеры». Директорам школ вести уроки не рекомендуется.
    Без комментариев.

    Ступени

    Официально мы создали своё движение «Образовательный холдинг» где-то за два-три года до того, как Президент РФ указал на необходимость работы с одарёнными детьми. Это к тому, что ни о каком популизме либо выполнении указаний свыше речи нет. Мы были свободны в выборе архитектуры создаваемых структур, направлений, форм и методов работы.
    В чём мы не были свободны, так это в выборе цели. Формально - «тиражирование модели создания условий для реализации природных склонностей и способностей ученика».
    Рабочее название для себя: «работа без потерь». А начали с руководителей школ. Так родилась «стажировка».
    Это сейчас всё просто и понятно. А тогда, чтобы создать структуру, позволяющую «достучаться» до каждой, самой удалённой, крохотной школы... Сначала поделили область на зоны. И было их две, потом три, потом нашли базовые школы, потом пилотные. Набралось желающих 34 школы. 2004 год - год рождения «образовательного холдинга «Регион» и в его составе «Центра по работе с одарёнными детьми».
    Руководителей школ всё больше тянуло на практические управленческие проблемы. Этим и была обусловлена тематика стажировочных площадок Совета директоров школ области, что, на первый взгляд, напрямую к поставленной выше цели не имело никакого отношения.

    Зачем
    дублировать
    ошибки

    Но всё-таки одна из составляющих почерка учителя-олимпиадника: он никогда не будет дублировать ошибки учебника на класс. Зачем? Чтобы потом переучивать на нормальный язык и логику? По меньшей мере глупо. Знают все, продолжают «молиться» на учебник большинство. В 2004 году в Москве на Российском образовательном форуме мы давали мастер-класс «Система предпрофильной подготовки в Мичуринском лицее». Так вот, ваш покорный слуга просил называть номер страницы учебника (из зала), а затем комментировал ошибки. Резвился, так сказать. Думаю, от лица работников нашего цеха.
    У нас, в лицее, принято издавать собственные учебные пособия на кафедрах (аналог школьных методических объединений, просто мы ещё ведём научную работу). Не столько для того, чтобы пассивизировать грехи федеральных учебников, сколько для того, чтобы все основные понятия, логику, язык определений и самой дисциплины закладывались в классах различных профилей, в равном объёме и на одном уровне.

    Внимание!

    Так как учебное пособие пишет вся кафедра (пишет для себя, пишут все, обкатывают на всех уровнях, с полной выкладкой, по три-четыре года на класс), то без разницы, какой профиль изучается в классе. Разные учителя говорят на одном языке, и фундамент закладывается одинаковой степени прочности (имеем: «травматизм» при смене профиля - минимальный, выйти на требуемый уровень - легко!). В 2001 году у нас был случай, когда выпускную углублённую математику писали ребята из гуманитарного класса (помните, совмещённые экзамены в институты?). Из 18 человек четвёрок две, остальные - пятёрки.
    Учебные пособия - один из фрагментов механизма индивидуализации обучения. Вообще-то это отдельная песня, но коли зацепил, то пару слов: индивидуальные занятия и индивидуализация обучения, по своей сути, разные понятия. Грамотно отлаженная система индивидуализации позволяет не только раскрыть «природные склонности и способности», но, главное, позволяет ученику в любое время максимально безболезненно выбирать (менять) либо профиль целиком, либо уровень сложности отдельной дисциплины. Надеюсь, со временем коллеги осознают необходимость отказа от сложившихся социальных, медицинских, физико-математических и иных профилей. Для каждого ученика профиль должен быть один. Индивидуальный!
    Ниже мы ещё вернёмся к написанию учебных пособий. Сейчас речь о другом. Насколько многогранны последствия управленческого решения руководителя! К примеру, учебные пособия позволяют в любом месте «заложить» пропедевтику проблемных тем, разделов, вопросов. Так сказать, «подложить соломку». А когда подойдёшь к трудной (для ученика) теме, он возьмёт барьер, не заметив сложности.
    В оправдание необходимости стажировки руководителей школ здесь мы остановились на нетипичных управленческих решениях. Вроде бы тупик, а на деле выход - на поверхности.

    Школа
    полного дня

    Ещё один пример. В своё время (1989 год) мы назвали эту модель «школа полного дня».
    Как «гречневая каша» по-английски - на уроке не узнаешь! Эдакий фривольный посыл идеи. И мы стали говорить на языке в школьной столовой (меню тоже на языке), на пленэре, во время игр на воздухе. Мы вынесли учебный процесс за рамки урока в привычную, естественную среду. По мере продвижения возникали вопросы, по мере продвижения мы их решали. Появились новые оригинальные методики в преподавании иностранного языка.
    В начале пути проблема казалась неподъёмной: в обычной школе с базовым количеством часов выйти на уровень «спецшколы». А как решили? Воспитателями во второй половине дня стали учителя-«англичане». Рабочее название «гувернёры» так и прижилось.
    Дальше - больше. Пригласили профессиональных художника, музыкантов, хореографа. Отсюда и название - «Школа полного дня».
    И последнее. Думаю, умение работать в пределах базового учебного плана и при этом стабильно показывать высокие результаты на финалах всероссийских олимпиад школьников - это и есть «высший пилотаж».
    Я уже упоминал «учителей-олимпиадников». Эта профессиональная каста не разбрасывается рабочим временем, они умеют создавать режим экономии, создавать и использовать временной ресурс.
    Удел руководителей - помочь своим учителям не только в методике, но и создать условия для творчества, «климат высоких ожиданий». Вот и подошли к работе со школьниками.
    Особо не задумываясь, начали с олимпиад. С того, что близко и знакомо. С того, что наболело. Почему основная доля призов областных олимпиад приходится на города? Здесь что, генетический взрыв?! Поэтому и начали с сельских школ. Олимпиады школьников. Для старших, потом для младших. В нашей области, потом в Липецке и Воронеже. С зачётными баллами при поступлении. В общем, по-взрослому....
    Через год взялись за стажировку, теперь уже школьников. Приезжали целыми классами. И результаты более чем приличные (иначе бы не приезжали). И сеть отладили.
    Но не то. Чувствуем - не та отдача. Ввели стажировку учителей... Не буду описывать наши искания и сомнения. Только перечислю, что было в «Центре»: межрегиональные олимпиады для младших, средних, старших школьников; региональный клуб интеллектуальных игр; летняя образовательная смена; выездные осенние и зимние школы; региональная скаутская организация; центр космических технологий; учебная часть с очно-заочными, дистанционными формами обучения; дошкольное отделение. За календарный год - 4 - 4,5 тысячи школьников.

    Диверсификация

    Мы видели некую поверхностность в объёме, управленческих и исполнительских решениях. Но так как вся работа выполнялась «на общественных началах», думаю, мы вольны в своём решении отказаться от продолжения двигаться в тупик. Или проходить пройденное. Поясню. Строить свою работу на переучивании уже сложившегося ученика, его мировоззрения?.. Согласитесь, контрпродуктивно.
    Уже сам стереотип работы: «выявление, поддержка и сервисное сопровождение потенциально и актуально одарённых детей» и есть ответ. Педагогическую запущенность, как и болезнь, легче предотвратить, чем вылечить. А «выявление» ведёт в никуда. Нет, конечно, можно и нужно решать локально, продолжать биться за каждого... Но если не устранить причины - значит продолжать плодить брак! И героически исправлять на позднем этапе.
    Итак, начнём. Сегодня рабочее название «Глубинная пропедевтика в формате 3D». Исходная мотивация: у нас бытует такое суждение (извините за фривольность): «на хорошем фундаменте можно построить как высотное здание, так и шалаш, а на плохом, кроме шалаша, ни шиша!». Так вот. «Фундамент» у нас закладывает начальная школа. Ну так сложилось. Со всеми вытекающими последствиями. «Фундамент», к примеру, по углублённой математике, закладывает учитель начальной школы, не имеющий ни малейшего представления о методике преподавания дисциплины в старшем звене, требованиях к уровню и объёму знаний «на выпуске».
    Далее. Даже если бы (теоретически) учитель начальной школы всё это знал и умел - он всё равно даёт свое личное (плоское, одностороннее - как хотите!) видение предмета. Казалось бы, какая разница? И в старших классах учителя преподают своё личное видение предмета.
    СТОП! Но выпускаем же мы из школы результат коллективной подготовки. С пятого класса появляется тенденция формирования многополярного мышления. Но кто мешает нам ликвидировать «начальную школу» как анклав! Здесь учитель со своей пусть даже великолепной методической подготовкой, показывающий на мониторингах высокие результаты, не работает на личную перспективу конкретного ученика. И продолжает выпускать сырьё! Его «фундамент» мы потом перестраиваем в пятом классе. Обычно хватает первого полугодия. Иногда не хватает и года. И это тоже все знают, но смирились. Ну так сложилось....
    С конца 1990-х мы стали работать «под принимающего учителя». Это когда принимающий учитель ведёт свой класс за год-полтора до выпуска из начальной школы. Методику разрабатываем последние 15 лет. Результаты более чем... Но червячок недоработки не даёт покоя. Понимаете, «принимающий учитель» - это опять личное видение.
    А вот если кафедры гуманитарных дисциплин, математики войдут в начальную школу, на выпуске мы будем иметь ученика с «фундаментом» в исполнении 3D.
    Это как если спросить дорогу у десяти разных людей, мы услышим десять различных ответов. И различие не только в описании дороги: её видит каждый по-своему. Велика доля вероятности, что кто-то тебе покажет другой путь. Но самое главное, чтобы при выборе своего пути ты проанализировал всю полученную информацию. По своей сути, умение думать - это умение принимать решение на основе анализа и обобщения имеющихся данных, логических построений, фактов, различных мнений и точек зрения.
    Это к тому, что если мы хотим научить думать, мы должны не только научить умению оценивать и сопоставлять информацию, полученную от учителей или добытую самостоятельно. Мы должны для этого создать условия. Другими словами - сформировать полноценное многополярное мышление на максимально раннем этапе обучения.
    Только так вырабатывается объёмное, всестороннее видение и понимание учебной дисциплины. Всё. Пазлы сложились.

    Поехали!

    С этого года мы уже вошли в начальную школу (у нас, в лицее, фактически в дошкольное отделение). Говорить, что начальная школа ликвидируется или остаётся номинально, я бы не стал. Работать с малышами - их «хлеб». Но мы изменим временной ресурс за счёт дошкольной подготовки (под «принимающего» конкретного учителя); смены самой идеи результата работы учителя (здесь прицел на выпускной класс и дальнейшую учёбу в высшей школе, социализацию наших учеников); конкретизации самой идеологии формирования мировоззрения ученика; создания и поддержания климата высоких ожиданий и, конечно же, за счёт использования своих наработанных управленческих технологий.
    В итоге - повышение эффективности и облегчение работы исполнителя (любого уровня профессионализма) за счёт равномерного перераспределения компетенций и нагрузки. Как - автором этих строк было сказано выше.
    А далее... не будем загадывать. Никаких революционных реформ. Мы только чуть-чуть поправим вектор. И дадим коллегам в руки «дорожную карту».

     

    Валентин Самусенко
    В Кирсанове при объединении школ не спросили мнение учителей и родителей - OnlineTambov.RuКирсановские педагоги выступают против проведения реорганизации учебных заведений в городе.
    05.07.2017 OnlineTambov.Ru
    Школа в Мичуринском районе выпустила только одного ученика - Мичуринская МысльЧем занималась и как училась единственная выпускница школы из села Глазок.
    05.07.2017 Мичуринская Мысль
    В школах Тамбовской области появится более 2 тысяч дополнительных учебных мест - Tambov.RuК началу нового учебного в школах Тамбовской области появится  2175 дополнительных учебных мест.
    26.06.2017 Tambov.Ru
    Прежде всего, создание дополнительных учебных мест станет возможным благодаря открытию нового образовательного учреждения.
    24.06.2017 Телекомпания Новый Век
    В третью смену загородного лагеря в Котовске отдохет более трёхсот детей - OnlineTambov.Ru30 июля в загородном оздоровительном лагере «Костер» состоится торжественное открытие третьей смены.
    28.07.2017 OnlineTambov.Ru
    IMG_8642 - Телекомпания Новый ВекФирма-подрядчик презентовала макет здания. Строительство кадетского корпуса начнут уже в следующем году.
    28.07.2017 Телекомпания Новый Век
    Мичуринский ГАУ на открытом совещании в Тамбове - МичГАУ26 июля 2017 года представители кафедры агроинженерии, электроэнергетики и информационных технологий Инженерного института Мичуринского ГАУ доктор технических наук,
    28.07.2017 МичГАУ
    Евангелина Мелехова, Ирина Шанина и Ирина Хатунцева. Фото Юлии Голышкиной. - Мичуринская правдаСосновый воздух, напоминающая парашют белоснежная эстрада, музыка, игры на свежем воздухе - всё это «Космос».
    27.07.2017 Мичуринская правда
    Мичуринский ГАУ на открытии мясоперерабатывающего завода - МичГАУПроректор по непрерывному образованию Мичуринского ГАУ Елена Симбирских и заведующий кафедрой  технологии производства,
    27.07.2017 МичГАУ
    Студенты Тамбовского филиала РАНХиГС примут участие в Форуме органов студенческого самоуправления - ВТамбове.RuФото: архив компании С 26 по 29 августа в загородном учебно-оздоровительном комплексе «Солнечный», расположенном в Солнечногорском районе Московской области,
    27.07.2017 ВТамбове.Ru
    Студенты Тамбовского филиала РАНХиГС примут участие в Форуме органов студенческого самоуправления - OnlineTambov.RuС 26 по 29 августа в загородном учебно-оздоровительном комплексе "Солнечный", расположенном в Солнечногорском районе Московской области, состоится Форум органов студенческого самоуправления Академии при Президенте РФ.
    27.07.2017 OnlineTambov.Ru
    С помощью специальных сервисов дети смогут воплотить творческие фантазии в жизнь.
    27.07.2017 ГТРК
    Для ребят из лагеря дневного пребывания на базе второго корпуса Первомайской школы сотрудники Центральной районной библиотеки провели урок-путешествие.
    26.07.2017 Газета Вестник
    "Квадра" и ТГТУ будут вместе готовить кадры для работы в энергетической отрасли - OnlineTambov.Ru25 июля Тамбовский филиал ПАО "Квадра" и Тамбовский государственный технический университет подписали соглашение о сотрудничестве.
    26.07.2017 OnlineTambov.Ru
    ТГУ принял участие в образовательной выставке в Республике Тунис - ТГУ им. ДержавинаВ Тунисе прошла специализированная образовательная выставка «Обучение в России – 2017».
    26.07.2017 ТГУ им. Державина
    Мичуринский ГАУ на открытом совещании в Тамбове - МичГАУ26 июля 2017 года представители кафедры агроинженерии, электроэнергетики и информационных технологий Инженерного института Мичуринского ГАУ доктор технических наук,
    28.07.2017 МичГАУ
    В третью смену загородного лагеря в Котовске отдохет более трёхсот детей - OnlineTambov.Ru30 июля в загородном оздоровительном лагере «Костер» состоится торжественное открытие третьей смены.
    28.07.2017 OnlineTambov.Ru
    В Уварово построят здание кадетского корпуса - ГТРКРанее стройку планировали начать в 2023 году. Решение о переносе сроков на пять лет принял губернатор Тамбовской области Александр Никитин.
    28.07.2017 ГТРК
    Евангелина Мелехова, Ирина Шанина и Ирина Хатунцева. Фото Юлии Голышкиной. - Мичуринская правда
    Космические каникулы
    Сосновый воздух, напоминающая парашют белоснежная эстрада, музыка, игры на свежем воздухе - всё это «Космос».
    Мичуринская правда
    IMG_8642 - Телекомпания Новый Век
    По поручению Александра Никитина строительство кадетского корпуса в Уварово начнут на пять лет раньше
    Фирма-подрядчик презентовала макет здания. Строительство кадетского корпуса начнут уже в следующем году.
    Телекомпания Новый Век
    Фото: tambov-tsk.ru - Телекомпания Новый Век
    Тамбовские студенты-энергетики будут стажироваться в компании «Квадра»
    Филиал ПАО «Квадра» – «Тамбовская генерация» и Тамбовский государственный технический университет подписали соглашение о сотрудничестве.
    Телекомпания Новый Век
    Дорожно-транспортные происшествия - УМВД Тамбовской областиЗа минувшие сутки, 27 июля, на территории Тамбовской области зарегистрировано 2 дорожно-транспортных происшествия, в которых 2 человека получили ранения.
    28.07.2017 УМВД Тамбовской области
    В Кирсановском районе осужденный погиб от удара током - OnlineTambov.RuВ Кирсановском районе произошел несчастный случай со смертельный исходом.
    28.07.2017 OnlineTambov.Ru
    Сотрудники полиции задержали семейную пару, которая находилась в Федеральном розыске - УМВД Тамбовской области28-летний мужчина и 23-летняя девушка, находившиеся в Федеральном розыске за совершение краж на территории Тамбовской области, накануне были задержаны полицейскими в с. Новая Усмань Воронежской области.
    28.07.2017 УМВД Тамбовской области
    В Рассказово два пенсионера устроили ДТП
    Фото: AMSRUS Пострадавший в больнице. В Рассказово 66-летний водитель ВАЗ-21130 сбил 70-летнего пешехода, он переходил дорогу в зоне видимости нерегулируемого перекрестка.
    Тамбовский курьер
    Тамбовчанин обокрал ребенка на пляже
    Фото: Янтарный остров 47-летнего жителя Мичурнска привлекут к уголовной ответственности К сотрудникам патрульно-постовой службы полиции города Мичуринска обратился 14-летний подросток.
    Тамбовский курьер
    В Тамбове 4-летнего ребенка убило током
    Фото: Project45101.tilda.ws На данный момент проводится проверка. СУ СК РФ по Тамбовской области начата проверка по факту гибели мальчика 2013 г.р.
    Тамбовский курьер
    В Тамбовском отделении Союза художников открылась персональная выставка тамбовского живописца Дениса Козловского.
    28.07.2017 Телекомпания Новый Век
    Проект «Уличная латина» прогремел в Тамбове - Тамбовская жизньСлучилось это уже пятый год подряд. Танцевальная студия «Cafe Latina” при поддержке «Дома молодежи» снова собрала всех поклонников самых демократичных танцев на открытом воздухе.
    28.07.2017 Тамбовская жизнь
    Неделя до "Чернозёма": кто выступит, как добраться и что взять с собой - OnlineTambov.RuОстается ровно неделя до самого душевного события года - рок-фестиваля "Чернозём-2017".
    28.07.2017 OnlineTambov.Ru
    «Нестройные» дали свой первый сольный концерт - Тамбовская жизнь
    «Нестройные» дали свой первый сольный концерт
    Произошло это на полюбившейся уже завсегдатаям сцене живописного парка музейного комплекса «Усадьба Асеевых».
    Тамбовская жизнь
    В Тамбове прошла танцевальная вечеринка под открытым небом
    Фото: Дарья Романова Площадка расположилась в Парке Победы. В Тамбове прошла танцевальная вечеринка под открытым небом – «Уличная латина».
    Тамбовский курьер
    На родине Сергеева-Ценского пройдет литературно-музыкальный фестиваль «Преображение России» - Тамбовская жизнь
    На родине Сергеева-Ценского пройдет литературно-музыкальный фестиваль «Преображение России»
    В Тамбовской области пройдет литературно-музыкальный фестиваль имени писателя Сергея Сергеева-Ценского «Преображение России».
    Тамбовская жизнь
    Еще в одном тамбовском селе появилась современная спортивно-игровая площадка - OnlineTambov.RuЕще в одном населённом пункте области появилась современная детская площадка.
    27.07.2017 OnlineTambov.Ru
    Волейбольный турнир в Мучкапе - Минспорт Тамбовской областиВ этом году «Кубок Мучкапа» проводится в двадцать первый раз. В соревнованиях, которые традиционно объединяют любителей волейбола из разных уголков страны, примут участие спортсмены трех групп: - основная группа;
    28.07.2017 Минспорт Тамбовской области
    Фото: пресс-служба администрации Тамбовской области - Телекомпания Новый ВекВ селе Голицыно Никифоровского района появилась современная детская площадка.
    28.07.2017 Телекомпания Новый Век
    ФК «Тамбов» крупно проиграл «Балтике» - Тамбовская жизнь
    ФК «Тамбов» крупно проиграл «Балтике»
    Безобразная игра в защите футболистов «Тамбова» привела к трём забитым мячам «Балтики» и в очередном туре ФНЛ подопечные Андрея Талалаева потерпели крупное поражение со счётом 0:3.
    Тамбовская жизнь
    Движение транспорта по улице Советской перекроют до 31 июля - Тамбовская жизнь
    Движение транспорта по улице Советской перекроют до 31 июля
    В 20.00 сегодня 27 июля будет полностью прекращено движение по улице Советской на участке от улицы Студенецкая набережная до улицы Степана Разина.
    Тамбовская жизнь
    Фото: пресс-служба администрации города Тамбова - Телекомпания Новый Век
    В случае аварии жителям домов на западе Тамбова не придется вызывать коммунальщиков – новой котельной управляют дистанционно
    Четыре жилых дома на западе Тамбова подключат к новой автоматизированной котельной.
    Телекомпания Новый Век
    Александр Никитин укрепил позиции в рейтинге глав регионов в сфере ЖКХ - OnlineTambov.RuАлександр Никитин вошел в число губернаторов, показавших эффективную работу в сфере ЖКХ.
    28.07.2017 OnlineTambov.Ru
    Всё об автомаслах из первых уст: лайфхаки от мировых брендов - ВТамбове.RuФото: портал ВТамбове Простому автомобилисту зачастую бывает сложно разобраться во всём многообразии масел и выбрать конкретный бренд.
    28.07.2017 ВТамбове.Ru
    «Бондарская карусель» приглашает на фестиваль кваса - Администрация областиТоргово-ремесленная ярмарка «Бондарская карусель» во второй раз пройдет в Тамбовской области.
    28.07.2017 Администрация области
    Сотрудники полиции задержали семейную пару, которая находилась в Федеральном розыске - УМВД Тамбовской области28-летний мужчина и 23-летняя девушка, находившиеся в Федеральном розыске за совершение краж на территории Тамбовской области, накануне были задержаны полицейскими в с. Новая Усмань Воронежской области.
    28.07.2017 УМВД Тамбовской области
    Улицу Августа Бебеля в Тамбове перекроют на месяц - Тамбовская жизньС 31 июля по 31 августа будет перекрыто движение транспорта по улице Августа Бебеля на участке от улицы Набережной до улицы Советской.
    28.07.2017 Тамбовская жизнь