Новости города БезФормата.Ru
Мичуринск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Инновации без революции

На протяжении почти трёх десятков лет ярким явлением в образовательном пространстве Тамбовщины продолжает оставаться Мичуринский лицей, возглавляемый кандидатом педагогических наук, заслуженным учителем России, председателем Совета директоров школ Тамбовской областиВ.Н. Самусенко. Сегодня о буднях современного учебного процесса, его плюсах и минусах Валентин Николаевич размышляет на страницах городской газеты.

  • View the full image В.Н. Самусенко. Фото Михаила Белых.
  • Изначально Мичуринский лицей как школа повышенного уровня был ориентирован на детей с высокой мотивацией на успешность в учёбе. Да и создание в конце 80-х годов прошлого века «инновационных школ» было вызвано необходимостью повернуться лицом к ребятам, до которых на уроках в обычных школах «не доходили руки».
    Бренд «одарённые дети» стал активно раскручиваться с начала 2000-х годов. Да так и не раскрутился. Действительно, как можно оценить степень одарённости (тем более в сравнении) В.А. Моцарта и П.И. Чайковского? А гармониста на завалинке, самозабвенно осваивающего трёхрядку?..
    В своё время мы ввели понятие «потенциально и актуально одарённые дети». Определение из разряда «ни о чём». Очень удобно, когда не хочешь нести ответственность либо просто не имеешь представления о ремесле. До сих пор стыдно.
    Постепенно выкристаллизовалось: «Одарённый ребёнок (или взрослый - без разницы) - это тот, кто хочет учиться. А поскольку природой в нас заложено естественное состояние развития, то (это моё глубинное, десятилетиями выношенное убеждение) неодарённых детей нет!
    Я никогда не видел потухших глаз у первоклассников 1 сентября. И никогда не увижу. Но я видел затравленные глаза не понимающего учебной дисциплины ученика. Как же это знакомо: ребёнок, не понимающий вопроса учителя. Как это знакомо: неуспевающий ученик. Сначала на уроке он не понял, не успел, пропустил, не расслышал фрагмент объяснения, логическую связку, авторское толкование, отсутствующее в учебнике... А учитель не заметил. Или не захотел. И рядом не было никого, кто бы почувствовал эту трагедию. Вмешался. Спас. Дальше - больше, как снежный ком... Всё. Впереди несостоявшаяся жизнь.
    Я знаю, у каждого врача есть свой список профессиональных ошибок, свой счёт. Кто пробовал посчитать потери на нашем фронте? Понимаю. Не каждого Господь поцеловал в макушку. Потому и слова мои не к продавцам «образовательных услуг».


    Федеральные
    государственные
    образовательные
    стандарты

    Как только появилась концепция федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), первая реакция - «наконец-то»! И дело не в том, что появились стандарты. Они и раньше были. Не было - «научить думать». Фразеология типа «проектная деятельность», «умение самостоятельно добывать знания» сути не меняет. Главное - научить думать!
    Инструментарий а-ля «курсов кройки и шитья» заменён на «робототехнику». А вот индивидуализация обучения, это уже из разряда ультра-си. Здесь, извините, нужны наработанные методики и годы на создание системы. Хотя в целом звучит.
    Но нет главного: как создаваемый инструментарий станет логическим продолжением, органической составляющей обновлённого наполнения первой половины дня.
    И здесь «с кондачка» не решишь. И в приказном порядке не заставишь (хотя заставить, конечно, могут). Так в чём же все-таки проблема?
    А проблема - в отсутствии времени, ведь учебный день школьника не резиновый. Он и без того был загружен до предела, а тут ещё «реформаторы» постарались. И очередь стоит в стремлении ввести очередной одночасовой курс очередной «морали и нравственности». И не важно, что профанация. Главное, чтобы было. Потому уход из переполненной первой половины дня во вторую - следствие необходимости размещения нового заказа (наболевшего и крайне необходимого!).
    Всё чаще слышу: «А когда им дышать?..». Это о наших учениках. Если трезво и спокойно оценить ситуацию, наши возможности - что мы имеем? ФГОСы есть. Наполнения - нет. Конечно, где горизонт, нам показали. А далее вполне демократично, в духе времени: «Ну а дорогу уж вы сами...». Что ж, в таком случае необходимо профессионально пересмотреть возможности и ресурсы первой половины дня. С целью решения поставленных задач, с одной стороны, и кардинального снижения учебной нагрузки, с другой. При этом учитывая, что даже при наличии профессиональных исполнителей придётся изменить мотивацию и организационную структуру общеобразовательной школы, так как на существующих методиках и архаичных структурах невозможно решить весь спектр поставленных задач. А также найти тот временной ресурс, который позволит хотя бы минимизировать наши проблемы.
    И ещё. Так как с «профессиональными исполнителями» у нас напряжёнка, работа должна быть построена под исполнителя средней руки.


    За Державу
    обидно!

    Д.Ф. Кеннеди: «Русские выиграли у нас космос за школьной партой». Давайте отодвинем в сторону лозунги о возрождении российского образования и попробуем разобраться. (Всё время останавливаю себя - не скатиться бы до обсуждения «достижений» реформаторов нашего образования. Но не затронуть нельзя. Поэтому чуть-чуть. Только одно.)
    Чем в принципе наша школа отличалась от западной? Там школой руководят «менеджеры». Со специальным (не всегда педагогическим) образованием, но «менеджеры». Будучи в Америке, я спросил у директора школы, почему он не ходит на уроки к учителям? В ответ:
    - Зачем? Они получили образование. Имеют соответствующие дипломы и сертификаты...
    - А сам ты какую дисциплину ведёшь?
    - Зачем? У меня другие обязанности...
    У нас, в России, школой всегда руководили профессиональные учителя. Учителя-методисты. Те, кто имел моральное право войти в класс и не только сказать, но и показать. Плохой учитель просто не мог быть в должности руководителя. Впрочем, как и не учитель тоже.
    Чем отличается работа профессионала на уроке от любой другой категории исполнителей? Ты знаешь, какие слова кому сказать и, главное, как сказать. Ты умеешь видеть глазами ученика и знаешь, что он от тебя ждёт. Ты их чувствуешь. Вплоть до того, что не будешь давать урок, если класс «не в настроении». Помните в фильме «Доживём до понедельника»? «Счастье - это когда тебя понимают».
    Сейчас в нашей стране школами руководят «менеджеры». Директорам школ вести уроки не рекомендуется.
    Без комментариев.

    Ступени

    Официально мы создали своё движение «Образовательный холдинг» где-то за два-три года до того, как Президент РФ указал на необходимость работы с одарёнными детьми. Это к тому, что ни о каком популизме либо выполнении указаний свыше речи нет. Мы были свободны в выборе архитектуры создаваемых структур, направлений, форм и методов работы.
    В чём мы не были свободны, так это в выборе цели. Формально - «тиражирование модели создания условий для реализации природных склонностей и способностей ученика».
    Рабочее название для себя: «работа без потерь». А начали с руководителей школ. Так родилась «стажировка».
    Это сейчас всё просто и понятно. А тогда, чтобы создать структуру, позволяющую «достучаться» до каждой, самой удалённой, крохотной школы... Сначала поделили область на зоны. И было их две, потом три, потом нашли базовые школы, потом пилотные. Набралось желающих 34 школы. 2004 год - год рождения «образовательного холдинга «Регион» и в его составе «Центра по работе с одарёнными детьми».
    Руководителей школ всё больше тянуло на практические управленческие проблемы. Этим и была обусловлена тематика стажировочных площадок Совета директоров школ области, что, на первый взгляд, напрямую к поставленной выше цели не имело никакого отношения.

    Зачем
    дублировать
    ошибки

    Но всё-таки одна из составляющих почерка учителя-олимпиадника: он никогда не будет дублировать ошибки учебника на класс. Зачем? Чтобы потом переучивать на нормальный язык и логику? По меньшей мере глупо. Знают все, продолжают «молиться» на учебник большинство. В 2004 году в Москве на Российском образовательном форуме мы давали мастер-класс «Система предпрофильной подготовки в Мичуринском лицее». Так вот, ваш покорный слуга просил называть номер страницы учебника (из зала), а затем комментировал ошибки. Резвился, так сказать. Думаю, от лица работников нашего цеха.
    У нас, в лицее, принято издавать собственные учебные пособия на кафедрах (аналог школьных методических объединений, просто мы ещё ведём научную работу). Не столько для того, чтобы пассивизировать грехи федеральных учебников, сколько для того, чтобы все основные понятия, логику, язык определений и самой дисциплины закладывались в классах различных профилей, в равном объёме и на одном уровне.

    Внимание!

    Так как учебное пособие пишет вся кафедра (пишет для себя, пишут все, обкатывают на всех уровнях, с полной выкладкой, по три-четыре года на класс), то без разницы, какой профиль изучается в классе. Разные учителя говорят на одном языке, и фундамент закладывается одинаковой степени прочности (имеем: «травматизм» при смене профиля - минимальный, выйти на требуемый уровень - легко!). В 2001 году у нас был случай, когда выпускную углублённую математику писали ребята из гуманитарного класса (помните, совмещённые экзамены в институты?). Из 18 человек четвёрок две, остальные - пятёрки.
    Учебные пособия - один из фрагментов механизма индивидуализации обучения. Вообще-то это отдельная песня, но коли зацепил, то пару слов: индивидуальные занятия и индивидуализация обучения, по своей сути, разные понятия. Грамотно отлаженная система индивидуализации позволяет не только раскрыть «природные склонности и способности», но, главное, позволяет ученику в любое время максимально безболезненно выбирать (менять) либо профиль целиком, либо уровень сложности отдельной дисциплины. Надеюсь, со временем коллеги осознают необходимость отказа от сложившихся социальных, медицинских, физико-математических и иных профилей. Для каждого ученика профиль должен быть один. Индивидуальный!
    Ниже мы ещё вернёмся к написанию учебных пособий. Сейчас речь о другом. Насколько многогранны последствия управленческого решения руководителя! К примеру, учебные пособия позволяют в любом месте «заложить» пропедевтику проблемных тем, разделов, вопросов. Так сказать, «подложить соломку». А когда подойдёшь к трудной (для ученика) теме, он возьмёт барьер, не заметив сложности.
    В оправдание необходимости стажировки руководителей школ здесь мы остановились на нетипичных управленческих решениях. Вроде бы тупик, а на деле выход - на поверхности.

    Школа
    полного дня

    Ещё один пример. В своё время (1989 год) мы назвали эту модель «школа полного дня».
    Как «гречневая каша» по-английски - на уроке не узнаешь! Эдакий фривольный посыл идеи. И мы стали говорить на языке в школьной столовой (меню тоже на языке), на пленэре, во время игр на воздухе. Мы вынесли учебный процесс за рамки урока в привычную, естественную среду. По мере продвижения возникали вопросы, по мере продвижения мы их решали. Появились новые оригинальные методики в преподавании иностранного языка.
    В начале пути проблема казалась неподъёмной: в обычной школе с базовым количеством часов выйти на уровень «спецшколы». А как решили? Воспитателями во второй половине дня стали учителя-«англичане». Рабочее название «гувернёры» так и прижилось.
    Дальше - больше. Пригласили профессиональных художника, музыкантов, хореографа. Отсюда и название - «Школа полного дня».
    И последнее. Думаю, умение работать в пределах базового учебного плана и при этом стабильно показывать высокие результаты на финалах всероссийских олимпиад школьников - это и есть «высший пилотаж».
    Я уже упоминал «учителей-олимпиадников». Эта профессиональная каста не разбрасывается рабочим временем, они умеют создавать режим экономии, создавать и использовать временной ресурс.
    Удел руководителей - помочь своим учителям не только в методике, но и создать условия для творчества, «климат высоких ожиданий». Вот и подошли к работе со школьниками.
    Особо не задумываясь, начали с олимпиад. С того, что близко и знакомо. С того, что наболело. Почему основная доля призов областных олимпиад приходится на города? Здесь что, генетический взрыв?! Поэтому и начали с сельских школ. Олимпиады школьников. Для старших, потом для младших. В нашей области, потом в Липецке и Воронеже. С зачётными баллами при поступлении. В общем, по-взрослому....
    Через год взялись за стажировку, теперь уже школьников. Приезжали целыми классами. И результаты более чем приличные (иначе бы не приезжали). И сеть отладили.
    Но не то. Чувствуем - не та отдача. Ввели стажировку учителей... Не буду описывать наши искания и сомнения. Только перечислю, что было в «Центре»: межрегиональные олимпиады для младших, средних, старших школьников; региональный клуб интеллектуальных игр; летняя образовательная смена; выездные осенние и зимние школы; региональная скаутская организация; центр космических технологий; учебная часть с очно-заочными, дистанционными формами обучения; дошкольное отделение. За календарный год - 4 - 4,5 тысячи школьников.

    Диверсификация

    Мы видели некую поверхностность в объёме, управленческих и исполнительских решениях. Но так как вся работа выполнялась «на общественных началах», думаю, мы вольны в своём решении отказаться от продолжения двигаться в тупик. Или проходить пройденное. Поясню. Строить свою работу на переучивании уже сложившегося ученика, его мировоззрения?.. Согласитесь, контрпродуктивно.
    Уже сам стереотип работы: «выявление, поддержка и сервисное сопровождение потенциально и актуально одарённых детей» и есть ответ. Педагогическую запущенность, как и болезнь, легче предотвратить, чем вылечить. А «выявление» ведёт в никуда. Нет, конечно, можно и нужно решать локально, продолжать биться за каждого... Но если не устранить причины - значит продолжать плодить брак! И героически исправлять на позднем этапе.
    Итак, начнём. Сегодня рабочее название «Глубинная пропедевтика в формате 3D». Исходная мотивация: у нас бытует такое суждение (извините за фривольность): «на хорошем фундаменте можно построить как высотное здание, так и шалаш, а на плохом, кроме шалаша, ни шиша!». Так вот. «Фундамент» у нас закладывает начальная школа. Ну так сложилось. Со всеми вытекающими последствиями. «Фундамент», к примеру, по углублённой математике, закладывает учитель начальной школы, не имеющий ни малейшего представления о методике преподавания дисциплины в старшем звене, требованиях к уровню и объёму знаний «на выпуске».
    Далее. Даже если бы (теоретически) учитель начальной школы всё это знал и умел - он всё равно даёт свое личное (плоское, одностороннее - как хотите!) видение предмета. Казалось бы, какая разница? И в старших классах учителя преподают своё личное видение предмета.
    СТОП! Но выпускаем же мы из школы результат коллективной подготовки. С пятого класса появляется тенденция формирования многополярного мышления. Но кто мешает нам ликвидировать «начальную школу» как анклав! Здесь учитель со своей пусть даже великолепной методической подготовкой, показывающий на мониторингах высокие результаты, не работает на личную перспективу конкретного ученика. И продолжает выпускать сырьё! Его «фундамент» мы потом перестраиваем в пятом классе. Обычно хватает первого полугодия. Иногда не хватает и года. И это тоже все знают, но смирились. Ну так сложилось....
    С конца 1990-х мы стали работать «под принимающего учителя». Это когда принимающий учитель ведёт свой класс за год-полтора до выпуска из начальной школы. Методику разрабатываем последние 15 лет. Результаты более чем... Но червячок недоработки не даёт покоя. Понимаете, «принимающий учитель» - это опять личное видение.
    А вот если кафедры гуманитарных дисциплин, математики войдут в начальную школу, на выпуске мы будем иметь ученика с «фундаментом» в исполнении 3D.
    Это как если спросить дорогу у десяти разных людей, мы услышим десять различных ответов. И различие не только в описании дороги: её видит каждый по-своему. Велика доля вероятности, что кто-то тебе покажет другой путь. Но самое главное, чтобы при выборе своего пути ты проанализировал всю полученную информацию. По своей сути, умение думать - это умение принимать решение на основе анализа и обобщения имеющихся данных, логических построений, фактов, различных мнений и точек зрения.
    Это к тому, что если мы хотим научить думать, мы должны не только научить умению оценивать и сопоставлять информацию, полученную от учителей или добытую самостоятельно. Мы должны для этого создать условия. Другими словами - сформировать полноценное многополярное мышление на максимально раннем этапе обучения.
    Только так вырабатывается объёмное, всестороннее видение и понимание учебной дисциплины. Всё. Пазлы сложились.

    Поехали!

    С этого года мы уже вошли в начальную школу (у нас, в лицее, фактически в дошкольное отделение). Говорить, что начальная школа ликвидируется или остаётся номинально, я бы не стал. Работать с малышами - их «хлеб». Но мы изменим временной ресурс за счёт дошкольной подготовки (под «принимающего» конкретного учителя); смены самой идеи результата работы учителя (здесь прицел на выпускной класс и дальнейшую учёбу в высшей школе, социализацию наших учеников); конкретизации самой идеологии формирования мировоззрения ученика; создания и поддержания климата высоких ожиданий и, конечно же, за счёт использования своих наработанных управленческих технологий.
    В итоге - повышение эффективности и облегчение работы исполнителя (любого уровня профессионализма) за счёт равномерного перераспределения компетенций и нагрузки. Как - автором этих строк было сказано выше.
    А далее... не будем загадывать. Никаких революционных реформ. Мы только чуть-чуть поправим вектор. И дадим коллегам в руки «дорожную карту».

     

    Валентин Самусенко
    В Кирсанове при объединении школ не спросили мнение учителей и родителей - OnlineTambov.RuКирсановские педагоги выступают против проведения реорганизации учебных заведений в городе.
    05.07.2017 OnlineTambov.Ru
    Школа в Мичуринском районе выпустила только одного ученика - Мичуринская МысльЧем занималась и как училась единственная выпускница школы из села Глазок.
    05.07.2017 Мичуринская Мысль
    В школах Тамбовской области появится более 2 тысяч дополнительных учебных мест - Tambov.RuК началу нового учебного в школах Тамбовской области появится  2175 дополнительных учебных мест.
    26.06.2017 Tambov.Ru
    Прежде всего, создание дополнительных учебных мест станет возможным благодаря открытию нового образовательного учреждения.
    24.06.2017 Телекомпания Новый Век
    В Тамбове увековечили память ученого с мировым именем - ГТРК23 ноября на фасаде учебного корпуса ТГТУ открыли мемориальную доску профессору Юрию Муромцеву.
    23.11.2017 ГТРК
    Первокурсники Тамбовского филиала РАНХиГС посетили дом-музей Чичерина - OnlineTambov.Ru21 ноября студенты первого курса направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» Тамбовского филиала РАНХиГС под руководством доцента кафедры государственного управления и гуманитарных дисциплин, к.ф.н.
    23.11.2017 OnlineTambov.Ru
    В ТГУ отметили десятилетие Медицинского института - OnlineTambov.RuВ учебном театре ТГУ отметили десятилетие Медицинского института. Структурное подразделение университета было создано в 2007 году, чтобы ликвидировать дефицит врачей в медицинских организациях Тамбовской области.
    23.11.2017 OnlineTambov.Ru
    Второй день Чемпионата «Agroskills» в Мичуринском ГАУ - МичГАУ23 ноября 2017 года в Мичуринском государственном аграрном университете прошел второй день Чемпионата профессионального мастерства в сфере сельского хозяйства WorldSkills «Agroskills».
    23.11.2017 МичГАУ
    На корпусе ТГТУ установили барельеф профессору Юрию Муромцеву - Tambov.RuНа одном из корпусов ТГТУ на Советской разместили мемориальную доску известному на международном уровне ученому, талантливому педагогу, общественному деятелю профессору Юрию Леонидовичу Муромцеву.
    23.11.2017 Tambov.Ru
    Встреча с молодёжью - Городская Дума23 ноября в стенах Тамбовского областного государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Колледж техники и технологии наземного транспорта имени М.С.
    23.11.2017 Городская Дума
    ТГУ укрепляет сотрудничество с коллегами из Индианского госуниверситета (США) - ТГУ им. ДержавинаТГУ имени Г.Р. Державина посетила делегация Индианского государственного университета (США).
    23.11.2017 ТГУ им. Державина
    Мичуринский государственный аграрный университет успешно прошел ежегодный IV этап эксперимента по объективной оценке знаний студентов, организованный Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
    23.11.2017 МичГАУ
    Начальник УФСИН России по Тамбовской области  провел встречу с курсантами Академии ФСИН России - УФСИННачальник УФСИН России по Тамбовской области полковник внутренней службы Александр Федоров провел встречу с курсантами Академии ФСИН России, направленными на обучение из Тамбовской области.
    23.11.2017 УФСИН
    На корпусе ТГТУ установили барельеф профессору Юрию Мурумцеву - Tambov.RuНа одном из корпусов ТГТУ на Советской разместили мемориальную доску известному на международном уровне ученому, талантливому педагогу, общественному деятелю профессору Юрию Леонидовичу Муромцеву.
    23.11.2017 Tambov.Ru
    21 ноября начальник отдела контроля деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин Константин Иванович провел лекцию для студентов Института экономики и качества жизни Тамбовского государственного техни
    23.11.2017 УФАС
    День матери в детской библиотеке - Администрация районаВ преддверии Дня матери в детской библиотеке для учащихся начальных классов и их мам был организован праздник «Взгляните в мамины глаза».
    24.11.2017 Администрация района
    Тамбовщина получила пять «Золотых домкратов» Национальной премии "Бизнес-успех" - Тамбовская жизньВ среду в Котовске прошел региональный специальный этап для моногородов Национальной премии «Бизнес-успех».
    22.11.2017 Тамбовская жизнь
    Тамбовчане взяли пять наград в специальном этапе конкурса «Бизнес-успех» - ГТРКОпыт Котовска по созданию условий для развития бизнеса необходимо транслировать на другие моногорода.
    23.11.2017 ГТРК
    © Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (11/23/2017 - 09:30) - Мичуринская правда
    Школа, ты не старишься!
    Ярко, красочно, интересно отметил коллектив средней школы № 18  (директор И.А.
    Мичуринская правда
    Эксперты: Александр Никитин заслужил высокую оценку первого вице-премьера
    Первый заместитель председателя Правительства России Игорь Шувалов посетил специальный этап Национальной премии «Бизнес-Успех» для представителей моногородов, проходивший в Котовске.
    Телекомпания Новый Век
    Тамбовчане напишут географический диктант
    Фото: uchebniki-vlg.ru Участниками акции могут стать все желающие. Тамбовчане смогут проверить свои знания по географии, приняв участие в географическом диктанте.
    Тамбовский курьер
    Фото: Вести22 60-летний житель Ржаксы стал жертвой мошенника. 60-летний житель Ржаксы стал жертвой мошенника: на объявление пчеловода о продаже мёда откликнулся неизвестный мужчина.
    24.11.2017 Тамбовский курьер
    Тамбов встал в пробке из-за аварии на Советской - Тамбовская жизньАвария с участием нескольких транспортных средств произошла в четверг в центре Тамбова.
    23.11.2017 Тамбовская жизнь
    В Котовске судят бывшего мэра Тамбова Юрия Рогачева - Мичуринская МысльВ Котовском городском суде проходит рассмотрение уголовного дела в отношении бывшего мэра Тамбова Юрия Рогачева.
    23.11.2017 Мичуринская Мысль
    Под Тамбовом Лада Гранта врезалась в магазин
    Фото: ГИБДД Автолюбительница попала в больницу. В Тамбовском районе, на 14 километре трассы "Тамбов – Шацк", 20-летняя девушка за рулем "Лады Гранты" съехала с проезжей части и врезалась в магазин.
    Тамбовский курьер
    © Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (11/20/2017 - 11:07) - Мичуринская правда
    Инспекторы встретились с будущими водителями
    Встреча состоялась накануне Всемирного дня памяти жертв дорожно-транспортных происшествий.
    Мичуринская правда
    Тамбовчанин спрятал тело мертвого друга на балконе
    Фото: Вести.ру В рассказово нашли труп 29-летнего местного жителя. В Рассказово по подозрению в убийстве задержали 45-летнего местного жителя.
    Тамбовский курьер
    В Тамбове впервые провели областной конкурс театрального костюма - Top68.RuСвои творческие проекты на суд жюри представили коллективы из Котовска, Моршанска, Знаменского, Инжавинского и Моршанского районов и другие.
    24.11.2017 Top68.Ru
    В Мичуринске продолжает работу выставка «Николай II - след в истории» - Мичуринская МысльВ литературно-музыкальном музее до 12 декабря проходит выставка «Николай II - след в истории» К знаменательной для истории нашей страны дате (100-летию Октябрьской революции) в Мичуринске подошли всесторонне.
    24.11.2017 Мичуринская Мысль
    О жизни поэта Давида Бурлюка - ГТРК26 ноября в областной библиотеке имени Пушкина историк искусства, писатель Евгений Деменок расскажет о новых страницах из жизни поэта, художника, одного из основоположников русского футуризма Давида Бурлюка.
    24.11.2017 ГТРК
    Нажмите для предварительного просмотра изображения - Мичуринская Мысль
    Мичуринск слезам не верит
    Сегодня в нашей постоянной рубрике «Мичуринск и мы» мы расскажем о народной артистке России, актрисе театра и кино Раисе Ивановне Рязановой.
    Мичуринская Мысль
    Фестиваль «Синяя птица» в Тамбове завершился интернациональным гала-концертом. - Тамбовская жизнь
    Фестиваль «Синяя птица» в Тамбове завершился интернациональным гала-концертом.
    Начинавшийся пять лет назад как скромная встреча коллег и друзей музыкальный фестиваль «Синяя птица», посвященный памяти нашего знаменитого земляка Сергея Дроздова, ныне стал реально не просто всероссийским, но даже международным.
    Тамбовская жизнь
    Виктор Невзоров (слева) в городском парке культуры и отдыха на праздновании  100-летнего юбилея «Мичуринской правды». - Мичуринская правда
    Душа художника - в его картинах
    Сколько талантливых людей в нашем городе: поэты, писатели, живописцы. Это особые люди, без них мир стал бы другим - бесцветным.
    Мичуринская правда
    © Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (11/24/2017 - 09:26) - Мичуринская правдаЗавершился чемпионат области по футболу среди юношеских команд 2001-2002 годов рождения.
    24.11.2017 Мичуринская правда
    Тамбовские пловцы завоевали пять золотых медалей на межрегиональном турнире - OnlineTambov.RuТамбовские пловцы вернулись с межрегионального турнира с пятью золотыми медалями.
    23.11.2017 OnlineTambov.Ru
    Хоккеисты "Тамбова" выиграли по буллитам в Чебоксарах - OnlineTambov.RuХК "Тамбов" второй раз подряд переиграл ХК "Чебоксары" на выезде. В игре 23 ноября "волки" одержали волевую победу, переиграв хозяев льда по буллитам.
    24.11.2017 OnlineTambov.Ru
    На огневом рубеже студент Центр-колледжа прикладных квалификаций Дмитрий Донских Фото автора - Мичуринская правда
    Отметили День призывника меткой стрельбой
    Отдел по физической культуре и спорту администрации Мичуринска и местное отделение ДОСААФ организовали лично-командное первенство города по пулевой стрельбе, посвящённое Дню призывника.
    Мичуринская правда
    © Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (11/23/2017 - 10:57) - Мичуринская правда
    Мастер-класс у чемпиона
    Поучаствовать в мастер-классе у чемпиона СНГ по боксу и даже провести с ним спарринг теперь можно в Мичуринске.
    Мичуринская правда
    © Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (11/23/2017 - 11:36) - Мичуринская правда
    В спортзале "Темп" будут играть волейболистки
    Это сообщение заинтересует любителей волейбола. View the full image В спортзале "Темп" В понедельник, 27 ноября, в спортзале «Темп» стартуют соревнования на первенство Мичуринска по волейболу среди женских команд.
    Мичуринская правда
    Тамбов встал в пробке из-за аварии на Советской - Тамбовская жизньАвария с участием нескольких транспортных средств произошла в четверг в центре Тамбова.
    23.11.2017 Тамбовская жизнь
    Тамбовчане взяли пять наград в специальном этапе конкурса «Бизнес-успех» - ГТРКОпыт Котовска по созданию условий для развития бизнеса необходимо транслировать на другие моногорода.
    23.11.2017 ГТРК
    23755450_1988886834657890_3699835083496088194_n - Телекомпания Новый ВекВ Тамбовскую область с рабочим визитом приехал первый заместитель председателя Правительства РФ Игорь Шувалов.
    22.11.2017 Телекомпания Новый Век
    Тамбовщина получила пять «Золотых домкратов» Национальной премии "Бизнес-успех" - Тамбовская жизньВ среду в Котовске прошел региональный специальный этап для моногородов Национальной премии «Бизнес-успех».
    22.11.2017 Тамбовская жизнь
    В Тамбове столкнулись "Шкода" и "Лада": пострадала девушка - OnlineTambov.RuВ Тамбове на Моршанском шоссе произошло ДТП. Водитель автомобиля "Шкода Октавия", 44-летний мужчина, не предоставил преимущество в движении и врезался в "Ладу" под управлением 22-летней девушки.
    22.11.2017 OnlineTambov.Ru