Наш земляк Станислав Никиреев

Художник Виталий  Попов, директор Музея-усадьбы А.М. Герасимова Тамара Воронова, сын С. Никиреева Олег Никиреев. Фото Юлии Голышкиной.
Фото: www.michpravda.ru

В Музее-усадьбе А.М. Герасимова прошёл фестиваль «Культурная мозаика малых городов России», посвящённый 85-летию со дня рождения народного художника России Станислава Никиреева.

  • View the full image Художник Виталий Попов, директор Музея-усадьбы А.М. Герасимова Тамара Воронова, сын С. Никиреева Олег Никиреев. Фото Юлии Голышкиной.
  • Станислав Никиреев родился в Мичуринске. Никто из его родни не был связан с искусством. Азы рисования он познавал, придя в городскую изостудию, в которой преподавал художник и журналист В.К. Дрокин. Среди других наставников были выпускники Пензенского художественного училища С.С. Варсонофьев, Л.Д. Тарасов. Именно это учебное заведение выбрал наш земляк для продолжения образования. В 1948 году он познакомился с замечательным педагогом и художником А.В. Платициным, дружбу с которым пронёс через всю свою жизнь. Как рассказал на фестивале сын Аркадия Васильевича И.А. Платицын, в семейном архиве и сегодня бережно хранятся письма, присланные отцу Станиславом. В них он делится своими творческими планами, пишет о путешествиях.
      После пензенского училища Станислав Михайлович окончил Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова. В мастерской Е.А. Кибрика постигал премудрости станковой графики, у М.Н. Алексича - офорта. Вскоре уроженец Мичуринска преуспел в своём мастерстве. Его работы стали украшать республиканские, всесоюзные, а также зарубежные выставки. Их автора отмечали различными наградами. С. Никиреев был членом Союза художников СССР, лауреатом Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина, лауреатом серебряной и золотой медалей Российской академии художеств. В 2002 году он был удостоен звания «Народный художник Российской Федерации».

    В Книге
    рекордов Гиннеса


    Сегодня имя уроженца нашего города известно не только в России, но и многих других странах. Занесено оно и в Книгу рекордов Гиннеса. Создавая свои чудесные филигранные работы, художник прорисовывал мельчайшие детали. Чтобы по-настоящему оценить эти удивительные произведения, понадобится лупа. Когда рассматриваешь офорты в увеличительное стекло, возникает ощущение, что временно теряешь ощущение реальности и переносишься в талантливо созданный художественный мир, становишься его участником. Подолгу хочется рассматривать окошки, на каждом доме выполненные по-особенному: такие разные и не похожие одно на другое; развешенное в одном из дворов частного сектора бельё; куда-то идущих по улочкам людей; летящих к птенцам птиц; покрытые инеем ветви деревьев; цветущие в душистом мае яблони. Ничто не ускользает от зоркого взгляда художника. Всего лишь на одном квадратном сантиметре он мог уместить 79 деталей! Такое не удавалось прежде ни одному из художников - графиков-офортистов. И только близким было известно, какие великий труд, усердие и терпение были вложены в каждую из работ непревзойдённого рисовальщика.
    - Мой отец был невероятно трудолюбивым человеком. На создание одного офорта у него уходило семь-восемь месяцев! У меня есть друзья - профессиональные офортисты, живущие в Америке. Как-то в беседе со мной они признались, что могли бы попробовать создать рисунки такого же качества, как у отца. Но только они получились бы размером со спичечный коробок. Что же касается полноценного произведения, включающего в себя мельчайшие детали, по их словам, подобное под силу лишь одному человеку. Как это ему удавалось, сложно даже вообразить, - рассказал приехавший из Подмосковья на фестиваль сын мастера Олег Никиреев.

    Свой взгляд

    Интересными оказались воспоминания, которыми поделился ещё один гость из Московской области - народный художник РФ, уроженец Мичуринска Виталий Попов.
    - Со Станиславом мы познакомились через Аркадия Васильевича Платицина. Никогда не забуду, как впервые попал на его выставку, экспонирующуюся в педагогическом институте. Я был тогда ещё юн. Увиденное произвело на меня большое впечатление. Через некоторое время мы вместе трудились в Подмосковье и очень сблизились, став настоящими друзьями. Станислав, насколько я помню, казался равнодушным к званиям, регалиям. А отличительной его чертой была порядочность. В творчестве он не был похож на других художников, работал в особенной, свойственной только ему манере. Запомнился мне один занятный эпизод, который рассказал главный художник журнала «Крокодил» Евгений Шукаев. «Иду однажды я по Красной площади и вижу какого-то чудака, рисующего храм Василия Блаженного. На бумаге нет даже намёка на набросок. Изображение архитектурной жемчужины начато с какой-то одной детали. Не удержался я и стал поучать. Мол, кто же так рисует?! Необходимо сначала сделать эскиз, а потом доводить его до ума, развивать. Никиреев, а это был именно он, спокойно выслушал, но продолжил трудиться так, как и начал, в уме воссоздавая всё то, что хотел перенести на лист. Когда впоследствии я увидел конечный результат, то изумился таланту мастера».

    Крылатый
    розыгрыш


    Связывали Станислава Никиреева и Виталия Попова и совместные путешествия по различным странам мира. Нередко во время странствий случались курьёзные случаи. Любили друзья иногда по-доброму подшучивать и друг над другом.
    - Никиреев страстно любил бабочек, коллекционировал их, мог охотиться на объект своего обожания днём и ночью. Вот как-то в Гималаях он захотел поймать бабочек, которые просыпались с приходом сумерек. Станислав приготовил всё необходимое оборудование, растянул белую простынь, установил фонарь. Наблюдая за этими сборами, я не удержался и решился на розыгрыш. В тайне приобрёл в магазине яркокрылое картонное насекомое, привязал его за верёвочку и разместил на самом видном месте за сияющей белизной, освещённой лучами искусственного света тканью. Мой замысел сразу же поддержали другие россияне - отдыхавшие в соседних палатках сотрудники генеральной прокуратуры. Взрослые серьёзные люди с горящими озорством глазами принялись тянуть за скрытый «механизм», приводя бабочку в движение. Станислав, клюнув на приманку, кинулся с сачком на добычу. Вскоре мы все вместе дружно хохотали над комичной ситуацией. Больше всех, пожалуй, радовался и веселился Никиреев. Станислава всегда отличали лёгкий нрав и замечательное чувство юмора.

    Удивительная
    выставка


    Много тёплых, искренних слов было адресовано на фестивале Станиславу Никирееву. О том, как в Тамбове девушек и юношей знакомят с творчеством нашего уникального земляка, рассказала председатель Тамбовской областной общественной организации «Молодёжные инициативы» Татьяна Деревягина. Потрясающий, вызвавший шквал аплодисментов музыкальный подарок преподнёс друг художника, композитор, пианист Николай Гневшев, прибывший в наукоград из Подольска. Именно в этом подмосковном городе прошли последние годы жизни мастера.
    Фестивальная программа завершилась. Однако её участники не спешили расходиться. Посетители музея подолгу останавливались у каждой экспонируемой здесь работы. Полюбоваться удивительными произведениями есть возможность и у всех желающих.
    Собранная из фондов Музея-усадьбы А.М. Герасимова выставка представлена 20 рисунками С.М. Никиреева, выполненными в цветном карандаше, и 38 офортами. Планируется, что она продлится до 10 декабря.
     

    Юлия Голышкина
     
    По теме
    За прошедшие сутки, 28 марта, на территории Тамбовской области зарегистрировано два дорожно-транспортных происшествия, в которых 2 человека получили ранения.
    Туляремия - природноочаговая зоонозная инфекция, широко распространена на территории России.
    Администрация г. Моршанска
    Эко-путешествие «Крылатые соседи» - Детская библиотека 28 марта, в преддверии Дня птиц, читатели Тамбовской областной детской библиотеки приняли участие в эко-путешествии «Крылатые соседи» .
    Детская библиотека