Новости города БезФормата.Ru
Мичуринск
Главные новости
 
Задать вопрос?

По ту сторону кинокадра

Нажмите для предварительного просмотра изображения - Мичуринская Мысль
Фото: gazeta-mm.ru

С уроженцем Мичуринска, талантливым кинооператором Михаилом Блинцовым мы начали беседу еще 19 мая, а закончить ее удалось только в середине августа.

Дело в том, что востребованный кинооператор с трудом находил время для общения в перерывах между съемками. В начале нашей беседы по сети Интернет Михаил находился на съемках фильма «Храни тебя Бог» в Уфе, перед завершающими вопросами интервью уехал работать в Казахстан, а сейчас снимает фильм в Ярославле. Периодически он сообщал, что на том или ином кинофестивале проходят премьеры фильмов, в которых работал в качестве оператора (всего у Михаила более 50-ти операторских работ). Каких профессиональных высот в сфере кинематографии достиг наш одаренный земляк и как шел к своей мечте, вы узнаете из этого интервью.

Биография. Родился в Мичуринске в 1984 году. В 1996-1999 гг. занимался в театральной студии при Доме пионеров. Участвовал в спектакле «Ромео и Джульетта» (1997, художественный руководитель Н. Завязкина). В 2001 году окончил среднюю школу №2. В 2001-2003 годах учился в пищевом колледже на технолога бродильного производства. В 20032004 году обучился на парикмахера в ПУ-2. В 2009 году окончил операторский факультет ВГИК (мастерская Ю. Невского, С. Медынского, В. Сачкова). Работал в съемочных группах Юрия Мороза («Точка», 2006), Павла Санаева («Нулевой километр», 2007), Дмитрия Коробкина («Ярослав. Тысячу лет назад», 2010), Сергея Дворцевого («Мой маленький», 2013-2016).

- Михаил, почему Вы решили поступать во ВГИК и почему именно на киноператора?

- Я с 14-ти лет начал заниматься фотографией и почти сразу же стал мечтать о кино. В этом было что-то романтическое. Хотелось рассказывать миру о чем-то важном, быть полезным. Стараюсь следовать этому желанию и сейчас. Видимо, так в семье воспитывали. Мы жили на живописной окраине Мичуринска. Меня до сих пор вдохновляет красота родного города. Это чувство из детства, когда хочется передать красоту вокруг. Это в принципе свойственно человеку: из хаоса формировать среду для жизни. Можно стать кем угодно. Я подумал, что это интересно: через копирование реальности передавать идеи. Потом оставалось делом техники поступить.

- Трудно было поступить в самый престижный кинематографический вуз страны?

- Конечно, трудно. Всех тонкостей не знал, фотолюбительства у нас уже не было, кружки закрылись, с трудом можно достать фотохимикаты. Фотоискусство постигал по старым книгам, тогда этим никто не интересовался. Кино - как другая планета. Во ВГИК я попал в 1999 году. Смутно помню ощущения от старого еще киноинститута. Даже через пять лет, когда мы поступили, многое начало меняться. Для меня все студенты тех лет представлялись небожителями. Я и не знал, что скоро попаду в их число. Когда после окончания школы в 2001 году впервые прошел предварительный творческий конкурс (право поступать на кинооператора надо еще заслужить), радости моей не было предела. Но я не знал, что поступлю лишь с четвертого раза. Это распространенная практика. Только набравшись опыта, я пришел в профессию.

- Известно, что азы личности закладываются глубоко в детстве. Что на Ваш взгляд повлияло на выбор будущей профессии?

- Наверное, сам приход в кино был обусловлен двумя направлениями: литературным и изобразительным. И папа, и дядя рассказывали много историй из жизни. Так у меня возник интерес к слову. По-настоящему заинтересовался литературным творчеством перед самым поступлением во ВГИК (пишу рассказы и сценарии для собственных постановок). Увлечение изобразительным искусством все же перевесило. Папа был художником-оформителем. Его внимание к мелочам передалось и мне. У нас дома было много разных книг, и когда я разглядывал старые фотографии, то мне всегда становилось интересно, как можно создать такую же атмосферу. Визуальное искусство в соединении с литературой и есть кино.

Я воспитывался на традициях хорошей советской кинематографии. Особенно интересовал цвет. Коло-ристика советских и голливудских фильмов разного периода, отечественной и диснеевской анимации, фотографии в книгах, иллюстрации в разных стилях - это меня вдохновляло. Кроме того, я учился у самой природы. Сумерки - мое любимое время суток в нашем тихом городе. Природные краски (от снега и зелени до пламени костра) завораживали.

- Насколько кинооператор может привнести свое видение фильма, где кончается власть режиссера и начинается свобода оператора?

- Создание атмосферы фильма -то, что волнует меня в первую очередь. Этот процесс идет при непосредственном участии оператора. Самовыражение - не является моей целью. Нет большей заслуги, чем раствориться в общей работе. Стараюсь найти именно тот стиль, который, как думаю, больше подходит для каждой конкретной работы. Понятно, что это только моя точка зрения и были случаи, когда она расходилась с видением режиссера. Последнее слово остается за автором. К сожалению, сейчас иногда не нужна кинематографичность киноязыка: многие начинающие режиссеры в своем авторском кино не всегда умеют им пользоваться.

Говорю актерам: «Если я, а соответственно и зритель, не увидел чего-то, то этого, считай, и не было». Об этом надо помнить. Иногда мизансцена неправдоподобно растягивается. Но есть кинореальность, и она диктует свои правила. Это интересно, когда характером движения камеры, точкой взгляда, композицией кадра, светом, цветом можно сказать достаточно много. Зритель не будет знать, отчего ему дискомфортна или симпатична сцена. Могу быть, как камера, любознательным, сопереживать, пугаться, симпатизировать героям. Я называю это визуальной драматургией.

- Какой из снятых Вами фильмов любимый?

- Как такового у меня нет любимого фильма. Они все любимы, если делал их с душой, но самый главный еще впереди. Что-то получилось, а что-то нет, надо идти дальше, оставить фильм, жить и готовить следующий. В этом смысле мне повезло: у меня уже около 50-ти работ. Конечно, по большей части короткометражных, но каждый фильм, как свой мир. На любую новую работу влияет опыт предыдущих. Некоторые даже специально снимаю «открытой душой», как я его чувствую, без заученных операторских решений.

- Расскажите о своем первом фильме, после которого Вы почувствовали, что становитесь профессионалом своего дела.

- Наверное, это «Колесо» - курсовой фильм, который мы снимали в Туве. С режиссером познакомились еще при поступлении, жили в одной комнате. Он долго собирался и наконец начал курсовую работу на учебной киностудии ВГИК. Мы сформировали смету, получили пленку и покадрово разрисовали весь фильм, потому что лимит пленки был один к трем. На тот момент это оказалась самая дальняя игровая киноэкспедиция. Я провел эксперименты с пленкой и выбрал стилистику. Конечно, это была одна из ранних работ, но вся группа чувствовала воодушевление. Помогали актеры из местных театров, у которых имелся давний опыт съемок в кино. Один из главных героев до этого исполнил роль Чингисхана в якутском фильме. Мне было интересно увидеть природу и быт тувинского региона, о котором слышал до этого лишь на уроках географии. Я получил возможность снять осмысленный фильм, хоть и короткометражный, но искренний. Пробовал новые творческие решения и потом видел, как это начинало работать. Конечно, это была творческая авантюра, но я почувствовал, что единственное верное решение - зарядить кадры эмоционально. Впервые на практике ощутил, что драматургию можно рассказывать и визуально. Эту работу и спустя 10 лет я оцениваю как довольно сильную, потому что в первую работу, видимо, вкладываешься больше. Есть такой эффект дебютного фильма. После этого снял около 50-ти разных работ, и везде главным было создание атмосферы.

- Есть ли у Вас кумиры среди мастеров операторского искусства, то есть профессионалы, на которых Вы равняетесь в своей работе?

- Наверное, как таковых кумиров нет. Я перед поступлением самостоятельно начал изучать классику советского кино. Помогла в этом деле видеоколлекция центральной городской библиотеки. Главное, что мне нравилось (и это не только у Тарковского, но и у Абуладзе, Калатозова, Шепитько, Алова и Наумова), - это образная структура кадра. Я и у лучших советских фотохудожников подмечал, что образ работает сильнее, но в кино материала в разы больше. Всю весну перед поступлением посвятил просмотру сформированной и спланированной самим программы и записывал, чтобы понять, что запомнилось в операторском плане, какой есть на практике свод приемов. Классики - они на то и классики. Конечно, это и известный многим Павел Лебешев с универсальностью и творческой плодотворностью. Я смотрел почти все его фильмы и воодушевляюсь его легкостью. Вадим Юсов, как и Леван Пааташвили, удивляет своей выдумкой и изобретательностью. Сергей Урусевский впечатляет экспрессией кадра, Георгий Рерберг - эстетством света, Борис Волчек -построенной глубиной мизансцены, Анатолий Головня - революционными планами и ракурсами, Андрей Москвин - тонкой живописностью. И есть еще много менее известных операторов. Прежде всего, интересна мысль, движущая авторами. Мне любопытно разное кино. Особенно люблю что-нибудь смотреть после смены, ибо так плодотворнее. Каждый из операторов заслуживает внимания. Конечно, мне ближе так называемое поэтическое кино, я бы назвал его образным.

- Вы находите работу в кино или работа сама Вас находит?

- Жанну Исабаеву, с которой снял уже три полнометражных фильма, нашел сам. Посмотрел две ее работы по рекомендациям друзей и написал в фейсбуке, а наутро уже получил приглашение на работу. В скором времени мы отправились на Аральское море. В планах и большие работы, но денег пока на них не найдено, поэтому по приезду из Казахстана, видимо, снова займусь короткометражным кино (несколько проектов уже в разработке). В планах творческое сотрудничество с начинающими кинематографистами. Бывает, я их нахожу, бывает, и они меня по рекомендации друзей, объявлению, общим проектам, титрам. Также продолжу преподавание: предложили прочитать лекции в детской киношколе.

- Как Вы относитесь к компьютерным спецэффектам? Какие-то современные средства приходят на смену классической аппаратуре?

- К графике отношусь хорошо. Люблю смотреть разное кино. Это же всегда создание своей реальности. Самому не доводилось работать в проектах с обилием графики, но особого отличия нет, так как это один из инструментов создания фильма. Техника меняется. Свет стал мобильнее, камеры компактнее, новые средства появляются. Съемка с коп-тера или дрона стала обыденностью, но она не всегда уместна. Или камеры могут передвигаться на слайдере (небольшом рельсе), не обязательна большая операторская телега. Это удобно. Люблю снимать с рук: так камера становится активным участником действия.

- Как вообще строится Ваша работа?

- Работа строится по-разному. Кому-то я рисую раскадровки и почти все визуально предлагаю, у кого-то есть свой план, но все, конечно, заинтересованы в операторе творческом, а не простом исполнителе указаний.

- У Вас есть фильм мечты, который Вы хотели бы снять?

- Сложный вопрос. Действительно, есть всегда такая неуспокоенность, жажда нового фильма, который станет идеальным. При этом многие фильмы уже существуют со своей уникальной атмосферой. Они живут собственной жизнью, и их надо оставить в покое. Есть желание делать фильмы, которые помогают что-то понять в себе, разобраться с проблемой на экране. Хочется сочетать две линии в работе: совершенно серьезную и в чем-то беспощадную с сатирической, позволяющей через смех взглянуть на тему иначе. Это и в жизни чередуется. Есть свои истории: одна жутко драматичная, заставляющая задуматься, как жить, которую, кстати, планирую снять в Мичуринске. С другой стороны, есть желание запечатлеть теплоту и доброту города, но эта идея пока не сформировалась в конкретный сюжет. Горькое соседствует со смешным, иногда даже в одной истории. Поэтому хочется делать кино важное, честное и серьезное. Часто не хватает времени, бюджета, хорошей драматургии. Я не хотел бы снимать бездумные крупнобюджетные постановки. Хочется рассказать о многих проблемах нашей жизни. Например, про то, что люди разучились радоваться. Сам я живу полноценной в этом смысле жизнью. Например, стараюсь дарить друзьям радость, посылая им открытки по почте. Сейчас в работе самые разные проекты.

► Беседовала Елена БЫЛКИНА


Фильм, снятый в Тамбове, покажут на федеральном канале - OnlineTambov.RuНа федеральном канале покажут фильм, снятый в Тамбове. Короткометражное кино "Моменты судьбы.
06.10.2017 OnlineTambov.Ru
3 октября зрителям представят фильм «Большая прогулка». Начало сеанса в 14 часов.
03.10.2017 ГТРК
Союз кинематографистов Башкирии оценил фильм мичуринского кинооператора - ВТамбове.RuФото: gazeta-mm.ru Закрытый показ состоялся в Уфе в двадцатых числах сентября.
29.09.2017 ВТамбове.Ru
«Вальс одиноких» представили на сцене драмтератра - ВТамбове.RuФото: портал ВТамбове Спектакль о любви и желании найти пару. Всё остальное второстепенно.
16.12.2017 ВТамбове.Ru
Рэпер Слава КПСС в Тамбове спел про Путина и пошутил над Оксимироном - OnlineTambov.RuПесни про Путина, ВИЧ и ремикс "Зайки моей" - так прошел концерт рэпера Славы КПСС (он же Гнойный).
15.12.2017 OnlineTambov.Ru
Читательско-зрительская конференция в Тамбовской областной детской библиотеке - Минкультуры Тамбовской области15 декабря 2017 года в литературном  клубе «Путеводная звезда», в рамках социально-экологического проекта «Бездомные животные: шанс на жизнь», состоялась читательско-зрительская конференция «Бойся равнодушия» по книге Г.Н.
15.12.2017 Минкультуры Тамбовской области
Библиотека им. Пушкина получила в дар уникальную коллекцию экслибрисов. Теперь каждый желающий сможет прикоснуться к удивительному миру книжных графических миниатюр.
15.12.2017 Телекомпания Новый Век
В ДК «Трехгорка» состоялся показ фильма «Не время для героизма» - Молодая Гвардияпятница, 15 декабря, 2017 - 16:17 В четверг, 14 декабря, в ДК «Трехгорка» в рамках «Форума маленьких героев» состоялся официальный показ документального фильма «Не время для героизма», посетить который могли все желающие.
15.12.2017 Молодая Гвардия
- - Администрация г. РассказовоВ Тамбовской областной картинной галерее состоится открытие областной выставки самодеятельного изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Добро пожаловать в мир творчества».
15.12.2017 Администрация г. Рассказово
В Державинском университете обсудили актуальные проблемы языка СМИ - Top68.RuВ течение двух дней, 14-15 декабря, в университете имена Г.Р.Державина проходила VI Международная научно-практическая конференция «Тенденция развития языка СМИ: актуальные проблемы».
15.12.2017 Top68.Ru
Сотрудник Ростехнадзора заработал 250 тысяч рублей на башенных кранах - OnlineTambov.RuВ Тамбовской области сотрудник Ростехнадзора, пользуясь служебным положением, незаконно зарабатывал на выдаче документации по башенным кранам.
16.12.2017 OnlineTambov.Ru
В Сампурском районе будут судить водителя, насмерть сбившего пенсионерку - OnlineTambov.RuПеред судом предстанет 22-летний житель села Ивановка. Его обвиняют по статье 264 УК РФ (нарушение лицом¸ управляющим транспортным средством, ПДД, повлекшее по неосторожности смерть человека).
16.12.2017 OnlineTambov.Ru
В Тамбовском районе сгорел кирпичный дом: погиб мужчина - OnlineTambov.RuВ Тамбовском районе в селе Незнановка на улице Гагарина произошёл пожар.  Загорелся жилой кирпичный дом площадью 60 квадратных метров.
16.12.2017 OnlineTambov.Ru
На выезде из Тамбова у грузовика отказали тормоза
Фото: Тамбовский курьер В результате столкнулись шесть автомобилей. В пятницу, 14 декабря, на въезде в Тамбов, в селе Покрово-Пригородное, столкнулись шесть автомобилей.
Тамбовский курьер
В Тамбове на 5 градусов теплее нормы
Фото: WallpapersCraft В выходные температура воздуха зафиксируется выше нуля.
Тамбовский курьер
Тамбовчанка принесла на свидание осужденному пакет наркотиков
Фото: УФСИН России по Тамбовской области Кроме того, сотрудники колонии изъяли у нее сим-карты.
Тамбовский курьер
«Вальс одиноких» представили на сцене драмтератра - ВТамбове.RuФото: портал ВТамбове Спектакль о любви и желании найти пару. Всё остальное второстепенно.
16.12.2017 ВТамбове.Ru
Шесть событий Тамбовской области вошли в топ-200 самых интересных в России - OnlineTambov.RuЭксперты подвели итоги по составлению топ-200 «Национальное событие года».
15.12.2017 OnlineTambov.Ru
Сразу шесть тамбовских праздников и фестивалей вошли в топ-200 - Тамбовская жизнь
Сразу шесть тамбовских праздников и фестивалей вошли в топ-200
Экспертная комиссия составила топ-200 «Национальное событие года». В престижный список попали сразу шесть праздников и фестивалей, проходящих на Тамбовщине.
Тамбовская жизнь
Рукодельница из Мичуринска создает игрушки в японском стиле - Мичуринская Мысль
Рукодельница из Мичуринска создает игрушки в японском стиле
Каждый находит себе увлечение по душе. Кому-то интересно вырезать из дерева, кто-то не расстается с иголкой и ниткой, кого-то привлекают кисти и краски.
Мичуринская Мысль
© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (12/13/2017 - 10:52) - Мичуринская правда
Народницу из Мичуринска пригласили спеть на фестивале в Италии
Воспитанница детской музыкальной школы № 1 Ольга Помелова (педагог О.К. Помелова) успешно выступила на Международном многожанровом фестивале-конкурсе культуры и искусств «Итальянские вечера в России», проходившем в Туле.
Мичуринская правда
Тамбовчанка стала абсолютной чемпионкой ЦФО по пауэрлифтингу - OnlineTambov.RuБез шансов для соперниц. Тамбовчанка Юлия Карась была лучшей в абсолютной категории на чемпионате ЦФО по пауэрлифтингу.
16.12.2017 OnlineTambov.Ru
БК "Тамбов" разгромил соперников из Майкопа на домашнем паркете - OnlineTambov.RuДомашние стены помогли. 15 декабря БК "Тамбов" провел очередной матч группы "А" второго дивизиона Суперлиги.
16.12.2017 OnlineTambov.Ru
Состоится турнир 24 декабря. В Тамбове состоится открытый кубок Тамбовской области по СБЕ ММА среди мужчин, а также открытый кубок города Тамбова по СБЕ ММА среди юниоров.
16.12.2017 Тамбовский курьер
© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (12/15/2017 - 12:18) - Мичуринская правда
Золотая победа Варвары Капитановой
В Москве на базе школы «Кузьминки» проведён новогодний турнир по дзюдо среди юношей и девушек 2004-2007 годов рождения и среди мальчиков и девочек 2008-20011 годов рождения.
Мичуринская правда
Финал спартакиады молодежи России допризывного возраста-2018 пройдет в Тамбове - Тамбовская жизнь
Финал спартакиады молодежи России допризывного возраста-2018 пройдет в Тамбове
Минспорт России предложил управлению по физической культуре и спорту Тамбовской области провести в регионе финальный этап Спартакиады молодежи России допризывного возраста.
Тамбовская жизнь
Фото: РИА Новости - Телекомпания Новый Век
Деда Мороза из Сосновки перепутали с Дмитрием Губерниевым
Журналисты телеканала «Матч» взяли короткие интервью у людей, ставших своеобразными символами Кубка мира по биатлону.
Телекомпания Новый Век
65 ответов Путина: о чем говорил президент на большой пресс-конференции - Тамбовская жизньВ Москве завершилась 13-я ежегодная пресс-конференция Владимира Путина — за 3 часа 45 минут беседы с журналистами президент успел ответить на 65 вопросов.
15.12.2017 Тамбовская жизнь
Путин пойдет на выборы как самовыдвиженец - ГТРКВладимир Путин намерен участвовать в предстоящих выборах президента России в качестве самовыдвиженца, но при этом он выразил надежду на широкую поддержку партий и граждан.
14.12.2017 ГТРК
Шесть событий Тамбовской области вошли в топ-200 самых интересных в России - OnlineTambov.RuЭксперты подвели итоги по составлению топ-200 «Национальное событие года».
15.12.2017 OnlineTambov.Ru
На Раде установили памятник в честь передачи Красной Армии танковой колонны «Тамбовский колхозник» - ГТРК15 декабря у железнодорожного вокзала станции Рада торжественно открыли памятный знак.
15.12.2017 ГТРК
Внимание! На территории области прогнозируют неблагоприятные погодные условия - ГТРКМЧС предупреждает об изменении погодных условий. 15 декабря на территории Тамбовской области ожидается местами гололед.
15.12.2017 ГТРК