Корреспонденты газеты «Мичуринская мысль» посетили музей-усадьбу С.В. Рахманинова

Корреспонденты газеты «Мичуринская мысль» посетили музей-усадьбу С.В. Рахманинова
Бессменный директор музея-усадьбы С.В. Рахманинова Александр Иванович Ермаков
Фото: gazeta-mm.ru
В музее-усадьбе С.В. Рахманинова отметили 35-летний юбилей.

Весна и лето для музея-усадьбы С.В. Рахманинова — самая горячая пора. Тысячи туристов со всей России устремляются сюда, дабы застать период цветения сада, окружающего усадьбу великого композитора. Имя Сергея Васильевича Рахманинова, наводящее на поэтический лад, кусты сирени 59-ти различных сортов, образующие тенистые аллеи, многочисленные белоснежные беседки, живописный пруд, через который перекинут изящный дугообразный мост, делают это место необыкновенно притягательным для посетителей. Атмосферу старинного дворянского поместья не смогли искоренить десятилетия забвения и разорения. В месте, куда неизменно стремилась душа гениального музыканта, снова многолюдно, звучит музыка, организуются творческие вечера.

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ

По итогам интернет-голосования 2015 года музей-усадьба С.В. Рахманинова был признан главным туристическим объектом Черноземья. Ивановку за прошлый год посетили свыше ста тысяч человек. В день, когда мы прибыли в этот интереснейший музейный комплекс, там встречали более 500 гостей, приехавших сюда из разных регионов страны. Автобусы выстраивались у ворот усадьбы стройными рядами, толпы людей проходили на территорию музея и терялись на обширных площадях приусадебных садов. Многие приезжают сюда повторно в теплое время года именно для того, чтобы погулять в огромном красивейшем саду, не заходя даже внутрь усадебного дома.

Успех музея впечатляет, ведь первые шаги к возрождению начались относительно недавно — в 1971 году. При изучении биографии выдающегося российского композитора и истории музея была упущена немаловажная деталь. Во всем благолепии, что мы увидели вокруг, чувствовалась рука мудрого рачительного хозяина. Однако о роли личности в истории возрождения музея известно не было. Директор музея-усадьбы С.В. Рахманинова Александр Иванович Ермаков, уделивший нам время для беседы, показался человеком скромным и не претендующим на особые лавры. Это как раз тот случай, когда вклад человека в дело сохранения культурно-исторических ценностей настолько огромен, что говорить об этом излишне. В размеренной речи директора, изобиловавшей цифрами, фактами и деталями, можно было угадать опытного экскурсовода, объем знаний которого о Сергее Васильевиче Рахманинове и истории усадьбы Сатиных (родственников Рахманинова) значительно превосходил отведенное для беседы время.

Александр Иванович с первых же слов выразил свою преданность великому композитору, отметив: «При всем моем почтении и уважении к историческим персоналиям Тамбовской области никто не может отрицать, что главный исторический персонаж в нашей области — это Сергей Васильевич Рахманинов, потому что его имя широко известно во всем мире». Бессменный директор зачитывал наизусть цитаты из воспоминаний Сергея Васильевича Рахманинова об Ивановке, которые не оставляли сомнений, что именно этот уголок русской земли больше всего претендует на то, чтобы сконцентрировать все материальное и культурное наследие, связанное с именем этого талантливейшего человека. «… В Ивановку я всегда стремился, — цитировал Александр Иванович слова Сергея Васильевича, ярко отражающие горечь композитора от разлуки с Родиной. — Положа руку на сердце, должен сказать, что и доныне туда стремлюсь. Никаких природных красот, к которым обыкновенно причисляют горы, пропасти, моря, там не было. Имение это степное, а степь — то же море без конца и края, где вместо воды сплошные поля пшеницы, овса… от горизонта до горизонта. Часто хвалят морской воздух, но если бы вы знали, насколько лучше степной воздух с его ароматами земли и всего растущего… Был в этом имении большой парк, посаженный руками, в мое время уже пятидесятилетний. Были большие фруктовые сады и большое озеро». В воспоминаниях гениального музыканта Ивановка так и осталась островком благолепия, в то время как уже в первые годы после революции все 24 строения, в том числе и особняк А.А. Сатина, были уничтожены. Последний раз С.В. Рахманинову довелось побывать в горячо любимой Ивановке 17 мая 1917 года. Дикие заросли на месте, где когда-то красовался хозяйский сад, — такое наследие оставили «благодарные» сограждане выдающегося музыканта.

КОНЕЦ И НАЧАЛО ИВАНОВКИ

В разное время мысль о восстановлении места, где Сергей Васильевич сочинил 85% своих произведений, посещала власть имущих, но виделось возрождение Ивановки им совсем иначе. Планировалось, что на территории усадьбы будет лишь намек на то, что здесь когда-то располагалось семейное имение Сергея Васильевича Рахманинова. На территории мог появиться «плансхема» разоренной усадьбы. Памятные знаки должны были рассказывать приходящим сюда людям, в каком именно месте располагалось то или иное строение. Кто знает, как бы сейчас выглядело место, куда стремятся попасть тысячи жителей нашей страны и зарубежья. Все могло быть печально, если бы не железная воля Александра Ивановича, который не допустил осуществления неудачного замысла. «Я не собираюсь ходить по погосту», — категорически заявил директор возрождающегося музея. Памятные знаки вместо заново отстроенной усадьбы выглядели бы действительно скорбно и стали бы признанием поражения и бессилия перед вандализмом, царствовавшим в нашей стране в начале ХХ века.

В одной из восстановленных усадебных построек (дворовой избе) висит картина, которую сотрудники музея называют «Конец Ивановке» (художник Иван Владимиров). На ней мы видим, как крестьяне растаскивают барское добро: мебель, музыкальные инструменты и другие предметы роскоши. Вещи, связанные с памятью великого композитора, утрачены в годы лихолетья. Именно поэтому поиск экспонатов, которые могли бы пополнить фонды возрожденного музея, был непростым. И если в 1968 году комната-музей, посвященная С.В. Рахманинову, в местном доме культуры насчитывала всего девять экспонатов, то сейчас их число достигло 17,5 тысяч. Наряду с вещами, призванными отразить эпоху рубежа ХХ века, в музее-усадьбе хранятся подлинные вещи композитора. Гордостью музея является немая клавиатура (устройство для тренировки пальцев пианиста) Сергея Рахманинова, книги с автографами, вещи, которые принадлежали семье композитора (мебель, музыкальные инструменты).

Александр Иванович называет строительство в 1971 году школы на территории имения Сатиных-Рахманиновых колоссальной глупостью. Однако этот опрометчивый шаг все же косвенно послужил делу возрождения усадьбы. В начале 1970-х годов учителем русского языка и литературы в Ивановку прибыл будущий директор музея-усадьбы, которому было очень досадно, что имя великого композитора незаслуженно забыто там, где Сергей Васильевич создал большую часть своих гениальных музыкальных произведений. С удивлением наблюдал педагог за тем, с какими нарушениями строили флигель (та часть усадьбы, где в весенне-летний период жил и творил композитор), не зная еще, что именно ему предстоит воссоздавать музей.

Интересно, что если 100 лет назад революционные преобразования в нашей стране привели к разграблению и разрушению усадьбы великого композитора, то распад Советского Союза стал периодом, когда началось активное возрождения Рахманиновского имения. «Это был анекдот, — вспоминает Александр Иванович. — 18 июня 1991 года мы стали строить дом. Страна разрушилась, везде все разворовывали, а мы строили. Если говорить о финансировании, то в воссозданном усадебном доме только 13% государственных денег, все остальное добывал Юрий Павлович Рахманинов (внучатый племянник композитора). Мы восстановили усадебный дом и открыли его 25 сентября 1995 года. Позже воссоздали интерьеры девяти мемориальных залов, оборудовали концертный и небольшой выставочный залы. Затем при поддержке наших друзей мы восстановили гараж, кладовую, садовый домик, дворовую избу. В эти постройки ни вложено ни одной копейки бюджетных денег. Огромную помощь оказала наша великая певица Ирина Константиновна Архипова. Именно она в 1987 году добилась преобразования дома-музея в музей-усадьбу». В Мичуринске долгое время оставались глухи к просьбам Александра Ивановича подарить учреждению культуры саженцы. В 2017 году впервые руководство нашего города откликнулось, подарив 80 саженцев плодовых деревьев и кустарников (40 яблонь, 20 вишен, 20 кустов смородины) для высадки на территории усадьбы.

ВЕСТОЧКА ИЗ КОЗЛОВА

Приятной находкой в музее для нас стала книга «Полное собрание сочинений Г. Вольтера» с пометкой: «печатано с указного дозволения в городе Козлове (1791 год)». Эта книга напомнила о том, что мест в нашем регионе, которые могли бы стать культурным очагом, рассказывающем об истории рода Рахманиновых, немало. Сразу вспомнилась история первой в стране сельской типографии, организованной в 1791 году в селе Старая Казинка. Владельцем типографии был просветитель, известный публицист и талантливый переводчик Иван Герасимович Рахманинов — родной брат Александра Герасимовича Рахманинова, прадеда Сергея Васильевича. Этот факт, по мнению Александра Ивановича, вполне мог бы стать поводом для создания музея, рассказывающего о выдающихся представителях рода Рахманиновых (среди ярких личностей этого прославленного рода можно назвать и русского ученого-математика, профессора и ректора Киевского университета Ивана Ивановича Рахманинова). Немалую часть экспозиции можно было бы посвятить истории книгопечатания в стране. Тот факт, что до наших дней в селе не сохранилось ни дворянской усадьбы, ни барского дома, а типография была закрыта, дабы не давать пищу народному свободомыслию, не смог бы остановить деятельного музейного работника. Экспозиция маленькой комнаты-музея, созданной в селе Старая Казинка, не пополняется годами, что, по мнению Александра Ивановича, несоизмеримо с тем культурным потенциалом, который таит в себе это историческое место. Из-за того, что за местом захоронения Ивана Ивановича Рахманинова (двоюродного брата отца Сергея Васильевича) никто не следил, его останки с надгробием перенесли в Ивановку. Опытом воссоздания на заросшем пустыре целого музейного комплекса директор музея-усадьбы С.В. Рахманинова мог бы поделиться с теми, кто возьмет на себя ответственность сохранить и приумножить культурное наследие просветителей Тамбовского края.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Почти фанатично преданный делу Александр Иванович Ермаков напомнил своим характером наших местных музейных руководителей. Если директора, ревностно относящиеся к той личности, в честь которой основан возглавляемый ими музей, начали бы спор о том, кто из прославленных деятелей культуры или науки имеет больший вес, победителей в этой ожесточенной схватке не было, как, впрочем, и проигравших. Несмотря на свою твердую убежденность в том, что Сергей Васильевич Рахманинов превосходит всех других гениев Тамбовского края, Александр Иванович признает, что самые знаковые объекты культурного наследия расположены именно в Мичуринске. «Как бы я ни любил Ивановку, но это новодел, — объясняет Ермаков. — В вашем городе сохранились дом И.В. Мичурина, дом А.М. Герасимова. Это все подлинные здания. И все же туристический кластер, о котором так много говорят в последнее время, не должен ограничиваться городом, необходимо обращать внимание и на периферию».

Бессменный директор музея-усадьбы С.В. Рахманинова Александр Иванович Ермаков

Автор: Елена Былкина
 
По теме
05.03.2024 был проведен семинар на тему «Гериатрия - медицина для пожилых» врачем гериатором Мокроусовой Галиной Викторовной Гериатрия это наука, изучающая заболевания людей старших возрастных групп, основы профилактики,
Городская больница им. С.С. Брюхоненко
YRaDCQpqZhM - Администрация г. Рассказово  Продолжается Всероссийское голосование за выбор объектов, которые будут благоустроены в 2025 году.
Администрация г. Рассказово
Весёлый зоопарк - Детская библиотека 17 марта 2024 года в Тамбовской областной детской библиотеке в рамках клуба литературного развития «Филипок» познавательный час «Весёлый зоопарк» по книгам С. Востокова в клубе литературного развития дошкольников «Филипок».
Детская библиотека