Уже через четыре месяца после начала войны вражеские полчища стояли у границы Мичуринска...
Все на защиту Родины
В архивных документах сохранились сведения о том, что Мичуринск в течение полутора лет находился на границе с фронтом: с 8 октября 1941 года по 31 марта 1942 года – в пределах тыловых границ 1-го Брянского фронта, с 12 апреля 1942 года по 7 июня 1942 года – в пределах тыловых границ 1_го Юго–Западного фронта, с 1 августа 1942 года по 7 февраля 1943 года – в пределах 2-го Брянского и Воронежского (позднее переименованного в Сталинградский) фронтов. Поэтому в городе с первых дней войны готовились боевые резервы, отряды народного ополчения и противовоздушной обороны, истребительные батальоны. Шла массовая подготовка стрелков, пулеметчиков, снайперов, связистов, санитаров, медсестер, других военных специалистов. Уже в первые часы войны остро встал вопрос о создании из числа добровольцев истребительных батальонов: нужно было без промедления взять под усиленную охрану все важнейшие военные и народнохозяйственные объекты, которыми мог заинтересоваться враг: завод им. В.И. Ленина, паровозоремонтный завод, железнодорожные станции Мичуринск и Кочетовка, телефонно-телеграфную связь, водопровод, электростанцию, водокачки, мосты, элеваторы, дороги и многие другие.
Довольно часто истребительные батальоны активно включались в работу по ликвидации последствий налетов фашистской авиации на город и железнодорожные станции, особенно на Кочетовку. При приближении фронта они оказывали большую помощь мичуринским заводам в эвакуации промышленного оборудования на Восток. Ярким проявлением патриотизма в годы войны явилось создание отрядов народного ополчения: на всех крупных промышленных предприятиях был утвержден командный состав взводов, рот, батальонов и т.д. Командирами и комиссарами подразделений, как правило, являлись лучшие производственники, инженерно-технические работники, авторитетные люди, знакомые с военным делом. Военное обучение проходило в условиях, приближенных к боевой обстановке. Ополченцы изучали новые виды оружия, овладевали приемами ведения боя. Народное ополчение, существовавшее в Мичуринске в 1941-1942 гг., подготовило несколько тысяч бойцов, многие из которых добровольно ушли в ряды Красной Армии и с честью выполнили свой долг перед Родиной.
Атаки с неба
12 ноября 1941 года Совнарком РСФСР издает постановление «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне». В Мичуринске было создано 20 пунктов противовоздушной обороны, которые оборудовали бомбоубежища и укрытия для жителей города. Кроме того, предприятия проверялись на наличие пожарного инвентаря, светомаскировки и охраны. В небе над городом днем патрулировали наши краснозвездные «ястребки» «И-16». Вскоре на город обрушились воздушные атаки противника. Первый вражеский самолет появился над Мичуринском 25 ноября 1941 года. А в начале 1942 года фашисты несколько раз бомбили завод им. В.И. Ленина. Многие дома на «ямах» (так называли жилой район рядом с предприятием) были разрушены. После сожгли десятки домов вокруг железнодорожного вокзала Мичуринск-Уральский, разбомбили первый звуковой кинотеатр на ул. Украинской. Весной 1942 года при налете немецких самолетов на станцию Кочетовка была сброшена фугасная бомба весом в одну тонну. Она пробила крышу тендерного цеха, под углом 45 градусов ушла в землю на полтора метра и не взорвалась. Сначала ее боялись, но постепенно страх исчез и люди спокойно работали рядом с бомбой. Через несколько недель военные саперы изучили обстановку, сделали расчеты и взорвали ее на месте. Всего же в городе потушили десятки зажигательных бомб и ликвидировали сотни очагов пожаров. Благодаря этому от смерти были спасены многие жители города. 9 сентября 1942 года Указом Верховного Совета СССР в Тамбовской области введено военное положение. 13 сентября в Мичуринске создается городской комитет обороны. Его председателем был назначен первый секретарь Мичуринского горкома ВКП (б) Н.А. Потапов. В городе объявлено военное положение, а сам он стал прифронтовым. По всему Мичуринску копали траншеи, размещая зенитные расчеты с орудиями и пулеметами. А на Конской горе (ЦГЛ) разместилась целая батарея…
Ветеран Великой Отечественной войны А. Кондратьева вспоминает: – Однажды утром я пришла в Основной питомник, где в ту пору работала и.о. заведующей архивом и домом_музеем И.В. Мичурина. В небе гудел наш самолет. Вдруг налетели фашисты. Завязался воздушный бой, в котором вражеский стервятник был сбит. У многих вырвался возглас ужаса, когда загорелся и стал падать наш истребитель, спикировавший так близко от нас, что мы с А.С. Тихоновой увидели летчика. Он пытался выбраться с парашютом, но ему что-то мешало. Охваченный пламенем самолет упал на дальний участок сада, в высохшее болото. Мы побежали туда. Увидели только воронку, догорающие деревянные части самолета да чудом уцелевший бумажник с документами, сохранившими имя героя. Со временем на этом месте был поставлен обелиск, посажены цветы. На обелиске сделали надпись: «Юркевич Павел Дмитриевич, 1919-1942 гг., летчик-испытатель. Погиб за Родину». Другой немецкий самолет «Юнкерс» сбили из зенитки, установленной на дрезине, курсировавшей по подъездному железнодорожному пути на спиртзавод. Он упал в районе «кручи» и сгорел. Так что городская противовоздушная оборона оказалась на высоте.
На оборонительном рубеже
Осенью-зимой 1941 года была проведена мобилизация в трудовые батальоны. Вслед за воинскими эшелонами на запад шли поезда с тысячами рабочих, колхозников, студентов, служащих. Мичуринцы строили укрепленные рубежи в ближайшем тылу Центрального, Западного и Брянского фронтов. В ноябре и декабре 1941 года на строительство оборонительных рубежей было мобилизовано уже более десяти тысяч горожан и жителей Мичуринского района. Днем и ночью, часто под бомбежкой они копали противотанковые рвы и окопы под Смоленском, Курском, Орлом, Брянском, Воронежом, т.е. на самых опасных направлениях немецкого наступления. Частые налеты вражеской авиации, бомбежки, плохое питание, дожди, холод – все это испытывали на себе строители укреплений. Но никто не жаловался. Вскоре оборонительные рубежи возводились уже на тамбовской земле. Один из участников строительства оборонительных сооружений житель Мичуринска А. Улыбышев вспоминает о тех событиях: – Враг наступал так стремительно, что через три недели мы уже были в Мичуринске и возводили оборонительные сооружения вокруг города, особенно с западной и южной сторон. Здесь рыли глубокий противотанковый ров. На улицах Полтавской, Гоголевской, Украинской и др. устанавливали рельсовые ежи, железобетонные надолбы. На подходах к Мичуринску создавались внутренние узлы сопротивления, которые включали в себя окопы для стрелков с ходами сообщения, гнезда для станковых пулеметов, пушек и минометов. Вдоль кочетовской железной дороги с двух сторон были вырыты противотанковые рвы. Школьники в августе работали каждый день с утра и до темноты. А с первого сентября трудились через день: день учились, день рыли ров. И так до середины ноября, пока не замерзла земля. Но к этому времени оборонительные сооружения вокруг города в основном уже были возведены и стали бы серьезным препятствием на пути продвижения фашистских войск. К счастью, немцы не только не вошли в Мичуринск, но и не смогли продвинуться к нему ближе ста километров. Последним городом, который они захватили на нашем направлении, был Елец. Это случилось поздней осенью 1942 года. Тысячи мичуринцев участвовали в строительстве оборонительных сооружений. Только в годы войны за самоотверженный труд 152 жителя Мичуринска были награждены орденами и медалями.