В Мичуринске восьмой год действует Клуб казачьих боевых традиций имени атамана Матвея Платова. Что это за объединение? Кто в него вступает? Что интересного происходит в стенах клуба? Ответы на эти вопросы мы узнали у заместителя атамана Тамбовского Отдельского казачьего общества, командира Казачьего отряда быстрого реагирования, руководителя и инструктора клуба казачьих боевых традиций, войскового старшины Игоря Мартынова.
- Игорь Александрович, что представляет собой клуб, и зачем он вообще нужен?
- Очень хотелось попу ляризировать и развивать казачьи воинские искусства. С этой целью и был создан клуб. Территориально он располагается на базе средней школы № 7. Наши воспитанники и казаки осваивают казачий рукопашный бой, ножевой бой, фланкировку шашкой, работу против оружия, тактическую подготовку и другие спецдисциплины, изучают традиции казачества, его историю. Немногие знают, что в основе казачества лежит огромный, тысячелетний пласт культуры, которая прочно вошла в нашу современную жизнь. Летом мы выезжаем на природу, организуем лагерь, точнее - казачий стан. У нас в коллективе царит по-настоящему семейная атмосфера: мы часто собираемся за чаем для общения, по выходным ходим в гости. Не зря казаки называют друг друга братьями и сёстрами.
- Наш город не является местом проживания коренных казаков. Тогда каким образом вы черпаете информацию об их социальной культуре?
- Да, вы правы. Мичуринская земля не считается традиционным местом проживания казаков, но здесь можно немного возразить. Со времени основания города Козлова на этой земле уже селились казаки из Запорожья, Хопра и с Яика. Сёла Донское и Заворонежское, а также Хмелевое, Борщевое, Мановицы, Старинка, расположенные по береговой линии, были казачьими поселениями. Эту информацию можно увидеть в различных документах тех времен, упоминаются в них даже имена атаманов. Но это отдельная история, о которой, надеюсь, мы расскажем в другой раз. Для прикосновения к культуре казаков мы ездим на различные казачьи фестивали, сборы и семинары. В прошлом году мы участвовали в Первом межрегиональном фестивале «Вольный Дон» в Липецкой области, посетили казачий фестиваль «Станица», были участниками регионального фестиваля «Казачья удаль», где проводился мастер- класс по рукопашному бою, а наши казачки представили показательное выступление по фланкированию (искусству крутки) шашкой. Я неоднократно был участником семинаров по Казачьему Спасу. Такие поездки позволяют общаться с представителями разных областей России, в том числе потомственными казаками, которые приняли от старшего поколения знания и культуру казачьей жизни. Прикосновение к традиционному казачеству оставляет не только приятные воспоминания, но также позволяет впитать дух казачества. Мы стараемся жить по-казачьи - как того требовали наши прадеды, а не просто носить красивую форму.
- Казак всегда считался защитником Православной веры, Вы тоже работаете в этом направлении?
- Духовность для нас стоит на первом месте. Для воина бой всегда идёт вместе с Богом и под защитой Пресвятой Богородицы и Ангела-Хранителя. Казаки – это рыцари Православия, поэтому мы изучаем основы Святого Писания, посещаем Богослужения, участвуем в церковных таинствах. Наш областной атаман подвизается пономарём в храме, есть немало казаков-церковнослужите- лей. В прошлом году члены нашего клуба совершили паломнические поездки по святым местам, посетили монастыри и храмы, прикладывались к мощам святых подвижников. При этом мы - не только туристы и созерцатели, в большие церковные праздники мы несём дежурства у храмов. По Божией милости мне посчастливилось посетить святую гору Афон в составе делегации от Центрального казачьего войска. Я представлял тамбовское казачество, и мне было радостно пообщаться на Афоне с собратьями из Москвы, Ярославля и других городов о нашей деятельности в Мичуринске. В течение пяти дней пребывания на Афоне, проживая в Свято-Пантелеймоновом монастыре, мы посетили многие монастыри и кельи. Сердечную радость я испытал, когда увидел в костнице (специальном помещении для хранения останков) Свято-Пантелеймонова монастыря черепа усопших монахов, на одном из которых было написано «казачий полковник…» и данные монаха, а на другом черепе просто начертано «козак». Посещение монастырей города Салоники и могилы святого Паисия Святогорца стало завершающим в нашем паломничестве по греческой земле.
- Что можно сказать о социальном служении казаков?
- Оно многогранно и не ограничивается пределами города. Мы проводим встречи со школьниками и студентами, организуем внеклассные занятия по истории казачества, рас- сказываем о быте, культуре и традициях, принимаем активное участие в праздниках и спортивных соревнованиях городского, районного и областного уровня. В конце прошлого года мы провели благотворительную акцию для детей из малоимущих семей. Наши казачки выезжали с культурной миссией в Мичуринский район и Тамбов. Социальное служение казаков клуба расширяется, и на этот год мы уже запланировали несколько интересных проектов.
- То, что Вы рассказали, впечатляет. Тогда вопрос практического свойства: с какого возраста можно вступить в клуб?
- У нас есть ограничение по возрасту - 14 лет. Мы не занимаемся с детьми, так как обучаем выживанию в экстремальных ситуациях, а казачий рукопашный бой представляет собой боевую подготовку, построенную на жёсткой системе. По этой же причине мы не вы- ступаем на соревнованиях. Кроме того, работа с оружием требует осторожности. В возрасте 14 лет наша система боя и выживания становится уже более понятной и доступной. Таким образом, парни и девушки у нас готовятся к службе в армии и пополнению рядов казаков и казачек. К нам ходят и взрослые - мужчины и женщины, которые с интересом изучают боевую и оздоровительную систему. Есть команда девушек, предметно занимающихся работой с казачьей шашкой - это очень красиво и полезно в качестве суставной гимнастики. Сегодня в наших рядах четыре десятка участников.
- Игорь Александрович, спасибо за интересный рассказ. Успехов Вам в деле воспитания защитников Отечества и достойных граждан!